Пещерные монастыри Шульской долины

Культура
История
Узнать город
Культура
История
Узнать город

3

5
4 км
расстояние
5 ( 0 )

3

4 км

Состав маршрута

  • Природные объекты
  • 1
    Святыни и храмы
  • 2
    Святыни и храмы

Как добраться к началу маршрута

Описание маршрута

Введение

В Севастополе берут начало все три гряды Крымских гор. Геологическое строение этих гряд неоднородно. Наиболее интересна Внутренняя гряда, сложенная мшанковыми известняками, которые легко подаются обработке. В севастопольской зоне эта гряда протянулась от Инкермана до Терновки. Здесь исторически сложился район пещерных поселений от древности до позднего средневековья.

Наибольший интерес представляют пещерные культовые объекты – пещерные монастыри. На территории Севастополя расположено несколько таких монастырей, в том числе: Свято Климентовский, Загайтанный, святой Софии. Наше знакомство будет ограничено пещерными монастырями Шульской долины, которые расположены на маршруте Большой Севастопольской тропы около села Терновка.


Пещерные монастыри

Археологи и историки относят период появления искусственных пещер к раннему средневековью (шестой – седьмой век н.э.). В этот период в Горном Крыму по инициативе византийской администрации появляется ряд крепостей Мангуп, Эски Кермен, Тепе Кермен. Спустя два века, в период иконоборчества, пещерные поселения становятся местом пристанища иконопочитателей.

Причина бегства монахов из Греции — иконоборчество,начатое Византийским императором Львом III - Исавром. Именно Лев III объявил в 730 году всех священников, которые поклоняются иконам — язычниками, а иконы — идолами. Так началось беспощадное уничтожение древних икон, монахов, культовых сооружений с изображением икон. К 750 году, борьба была в самом разгаре. Монахи из Греции, Италии и даже из столицы Византии — Константинополя, бежали на окраины империи, в том числе в горный Крым, вывозя с собой иконы.

Переселенцы прятались в горах, где основали в пещерных помещениях свои жилища и храмы. Эти поселения обычно располагались в расселинах у оборонительных стен, вблизи древних дорог.

В севастопольской зоне, около села Терновка расположены два пещерных православных монастыря Челтер Мармара и Шулдан.


Монастырь Челтер-Мармара

Пещерный монастырь Чилтер (решетка) или Чилтер-мармара (Мармара— название средневековой деревни, некогда находившейся на склоне ниже монастыря) расположен в 1,5 км к северо-западу от села Терновка (бывшее Шули), в обрыве скалы Чилтер-кая (решетчатая скала), высота скалы 484 метра над уровнем моря, высота вертикального обрыва боле 40 метров. Обрывистая скала нависает над Кара-кобинской и Шульской долинами. Многие христианские храмы и культовые сооружения в Крыму возникали именно на тех самых местах, которые в язычестве почитались как священные. К таким сооружениям можно отнести и пещерный монастырь Челтер-Мармара.

История пещерного монастыря Челтер-Мармара полна загадок и скрыта завесой времени. Точно не известно даже, когда он был основан. Предположительно это могло произойти с VIII по XIII век. То есть историческая погрешность составляет пятьсот лет – полтысячелетия! Одни историки считают, что он появился в VIII-IX вв при массовом переселении христиан-иконопочитателей, другие полагают, что Челтер-Мармара возник в XII-XIII веках во время становления княжества Феодоро.

Несмотря на то, что в прошлом веке на территории монастыря работало несколько археологических экспедиций, они мало пролили света на его историческое прошлое, но зато тщательно обследовали состояние сооружений монастыря.

Памятнику посвящены отдельные, относительно подробные публикации. Первая из них была сделана А.Л. Бертье- Делагардом в 1886 г. В 1935 г. на территории монастыря проводил археологические исследования В.П. Бабенчиков. Им были расчищены главная церковь и несколько помещений второго яруса. Сведения о трех церквах Чилтер Мармары привел Н.И. Репников в «Археологической карте».

Самое подробное описание комплекса с архитектурными обмерами было опубликовано Е.В. Веймарном и М.Я. Чорефом в 1978 г. В 1970-х гг. на Чилтере проводила архитектурные обмеры Херсонесская экспедиция института Археологии АН СССР, результаты работы которой были опубликованы С.А. Беляевым и В.А. Бушенковым.

Все пещерные сооружения на Челтер-Мармаре расположены в пять ярусов.

В нижнем ярусе — 16 помещений, которые делятся на две группы: небольшие округлой формы, в них совершались захоронения (так называемые усыпальницы), и приспособленные естественные гроты, где содержался скот. Последние активно использовались и в позднем средневековье жителями Мармары.

Помещения 2—5 ярусов соединены между собой лестничными переходами и имеют общий вход в виде калитки в восточной части второго яруса. 8 пещер второго яруса наиболее крупные в комплексе. Здесь расположен главный храм монастыря, трапезная и еще ряд помещений. В третьем ярусе насчитывается около 20 помещений. Большинство из них, вероятнее всего, являлись кельями, но есть и одна церковь.

6 пещер четвертого яруса представляют собой обособленный комплекс, состоящий из одной церкви и сопутствующих ей жилых и хозяйственных помещений. Попасть туда можно только со второго яруса по лестничному проходу. Вероятно, здесь проживало руководство монастыря. Пятый ярус состоит из искусственной и естественной пещер, у входа в которые находится небольшое культовое помещение.

Всего в Челтере насчитывается 56 сохранившихся помещений и 30 сильно разрушенных. С большой долей вероятности можно предполагать, что искусственные пещеры дополнялись наземными строениями. Однако последние не сохранились.

Первые пещерные сооружения, очевидно, появились здесь в XII—XIII вв. Однако отдельные отшельники могли поселиться и немного ранее, облюбовав карстовую пещеру в пятом ярусе. Известно, что значительная часть монастырей возникала в районе так называемых святых мест — бывших келий или захоронений почитаемых отшельниками.

В XIV— середине XV в. монастырская жизнь на Челтере переживал подъем, он расширялся и достиг своих максимальных размеров. Турецкий захват Крыма в 1475г. привел к тому, что православные монастыри, в том числе и пещерные, частью были разрушены, а частью пришли в упадок. Возможно, отдельные монахи жили здесь и в XVI — XVII вв., однако следы их пребывания практически не отмечаются.

Сейчас пещерный монастырь Челтер-Мармара переживает свое возрождение. В еще недавно пустых гротах и пещерах поселились монахи, ведущие отшельническую жизнь. Они восстанавливают лестницы, утепляют кельи, ведут подсобное хозяйство. Монахи используют вырубленные в скале древними монахами углубления для сбора воды и хранения зерна. Живущие здесь монахи уверены, что это место и сейчас является особо благодатным. «Духовная лечебница» — так называют монастырь святые отцы — помогает очиститься от грехов и начать вести истинно христианскую жизнь.


Пещерный монастырь Шулдан

Монастырь Шулдан (Отдающий эхо) расположен к северу от села Терновка в обрывах скалы Шулдан, нависающей над Шульской долиной, на высоте 515 метров на уровнем моря. На вершине скалы красуется башня-часовня с позолоченным верхом. Она стоит на самом краю плато и видна издалека. Отсюда, с высоты плато, можно увидеть величественные панорамы располагающейся ниже местности – Терновку, межгорную дорогу, водохранилище, большие массивы горного леса и виноградные плантации на склонах.

Этот монастырь так же основали византийские монахи-иконопочитатели, бежавшие на окраины своей империи в период иконоборчества, в VIII столетии.

Первые поселенцы - бывшие обитатели Афона, уже имели опыт пещерного строительства. В результате на обрыве горного отрога Шулдан появился довольно большой монастырский комплекс. Монахи занимались виноградарством и, соответственно, виноделием, скотоводством. Тем и жили.

Во второй половине XVI века эту землю захватила Османская империя. Помещения горной обители использовались турками как оборонительное сооружение. Однако им не был причинен ущерб. Через пару столетий район стал частью российской провинции, а альпийское прибежище – домом для православных аскетов со всего мира. Сегодня монастырь Шулдан – охраняемый исторический заповедник и действующий мужской монастырь.

Монастырь состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений (кельи, хозяйственные и др.) общим числом до 20, которые расположены в два яруса. В XIX в. подробные сведения о монастыре опубликовали Д.М. Струков и А.Л. Бертье-Делагард. Детально Шулдан был обследован в 1933 г. В.П. Бабенчиковым, который в рамках Эски керменской экспедиции провел здесь зачистки ряда помещений. Им было составлено подробное описание монастыря, особенно главного храма, и выполнены архитектурные обмеры.

В истории монастыря выделяются два строительных периода. Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возникнуть в VIII—X вв. Скорее всего он был небольших размеров. На месте современной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней. В период Феодоро, вероятнее, не ранее начала XV в., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие горного места, монастырь был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита.

Ведь Шулдан расположен в нескольких километрах от бывшей столицы княжества Феодоро — Мангупа. По-видимому, в XV в. были созданы и остальные помещения монастыря. Вероятнее всего, с конца XV в., после захвата Крыма турками, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.

Сегодня Шулданский пещерный монастырь, открыт для всех посетителей. Храм является действующим. На территории монастыря живут монахи и послушники. Если нет срочных дел, они с радостью проведут небольшую экскурсию и расскажут множество удивительных историй, как о монастыре, так и о достопримечательностях, которые находятся в его окрестностях. Посещение монастыря бесплатно.

Заключение

Пещерные монастыри Челтер-Мармара и Шулдан расположены на шестом маршруте Большой Севастопольской тропы.

Знакомство с ними удобно совместить с пешеходным походом по этому маршруту, идущему по плато Внутренней гряды Крымских гор. Маршрут проложен по скальному обрыву и проходя над Шульской и Кара-Кобинской долинах, откуда открываются потрясающие виды на долины, окрестные горы и на сам город Севастополь.

Для удобства и безопасности движения по маршруту рекомендуем скачать мобильное приложение «Большая Севастопольская тропа», а также предварительно ознакомиться с описанием маршрута на сайте bst-sev.ru.

Подготовка к маршруту

Маршрут проходит по горным тропам, есть крутые спуски и подъемы. Необходима удобная спортивная/треккинговая обувь, в жару не забудьте про воду и головные уборы.

Может быть интересным