Наследие адмирала Лазарева

История
Узнать город
История
Узнать город

5

5
900 м
расстояние
5 ( 0 )

5

900 м

Состав маршрута

  • Площадь
  • 1
    Архитектурный объект
  • 2
    Святыни и храмы
  • 3
    Площадь
  • 4
    Памятник

Как добраться к началу маршрута

Описание маршрута

Вступление


Дорогие друзья, в истории города Севастополя есть несколько легендарных личностей, деяния которых явились для города знаковыми. Это Григорий Александрович Потемкин, Федор Федорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов. Среди них особое место занимает Михаил Петрович Лазарев.


«Лазаревская эпоха» - так историки выделяют время его службы на посту главного командира Черноморского флота и военного губернатора городов Николаева и Севастополя. С 1832 по 1851 годы адмирал Лазарев стал подлинным преобразователем города Севастополя и Черноморского флота. Даже краткое перечисление основных результатов его деятельности в городе поражает многогранностью и масштабом. Постараемся в рамках нашей экскурсии рассказать вам об этом!  Начнем наш путь с площади Лазарева от бюста Михаилу Петровичу.


Михаил Петрович получил назначение на должность начальника штаба в 1832 году в возрасте 43 лет, а через год стал главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Николаева и Севастополя. За его плечами была служба на Балтийском флоте, плавание на иностранных судах, заход в крупные города мира и участие в трех кругосветных походах, среди которых поход на шлюпке «Восток» в 1820 году, когда была открыта Антарктида.


Представьте, что за 50 лет с момента создания Севастополь вырос, сформировался как военно-морской порт и крепость. Сложилась система городского устройства. На Корабельной стороне обосновалось новое адмиралтейство, флотские экипажи, ремонт и обслуживание кораблей. В центральной части расположились жилые кварталы. Вокруг центрального городского кольца, огибая его, проходили две главных улицы: Морская и Екатерининская. Здесь проживали состоятельные люди, офицеры, купцы, чиновники. На холме селились люди с малым достатком. Их дома большей частью представляли собой лачуги и полуземлянки. Планировка здесь отсутствовала, кривые узкие улочки были пыльными, а после дождей - грязными от раскисшего грунта. Жильцы были шумными и беспокойными. Городской холм в то время называли Холмом Беззакония.


Михаил Петрович решил положить конец этому беспределу. По его инициативе военный инженер и архитектор Джон Уптон разработал план обустройства территории холма. Этот план стал главной частью генерального плана развития города. Он предусматривал полный снос старых зданий и новую застройку с четким планированием улиц. Уптон использовал гипподамову систему расположения улиц: две основные продольные улицы пересекали холм с севера на юг (сегодня они носят названия Советская и Суворова), их пересекают под прямым углом поперечные улицы, ориентированные с запада на восток.


Работы по обустройству Городского холма проводились в 40-ые годы 19-ого века. Планировка холма сохранилась до наших дней.


Стоит обратить внимание на поперечные улицы. На холме их четыре, сегодня они носят названия: ул. Марата, Павличенко, Сергеева-Ценского и Алексиса. Это особые улочки, так как более чем наполовину состоят из лестниц. Они начинаются у подножья Городского холма, сбираются ступенями лестниц на его вершину и довольно быстро снова спускаются лестницами на противоположную сторону холма. Этот прием обустройства позволяет быстро перейти с улицы Большая Морская на улицу Ленина.


На Городском холме можно встретить самые старые постройки города, которые чудом пережили две обороны, среди них дом Волохова и так называемая Башня ветров.


Наш путь на Городской холм лежит по улице Воронина до самой большой лестницы города, которая называется Синопский спуск. На верхней площадке лестницы имеется смотровая площадка, откуда можно рассмотреть Севастопольскую бухту.



Смотровая над Синопским спуском. Обзор Большого рейда. Батареи-Форты


Высота Городского холма над уровнем моря - 60 метров. С видовой площадки взору открывается вид на Севастопольскую бухту. Это лучшая бухта на побережье Черного моря. Не замерзающая глубоководная бухта идеальное место для размещения флота. С запада на восток бухта врезается в берег на 8 километров. Перпендикулярно основному руслу бухты имеется три меньшие бухты, берега которых укрыты скалистыми высокими склонами.


Для защиты бухты со стороны моря, по ее берегам на входе, в первые годы существования города были построены земляные и каменно-земляные батареи. При Лазареве пять главных батарей города были одеты в каменный панцирь и получили свои имена: Николаевская, Михайловская, Константиновская, Александровская и Павловская. Это были очень мощные казематированные двух и трех ярусные батареи с толщиной стен до 2 метров. До наших дней сохранились лишь две из них – Михайловская и Константиновская. Они открываются нашему взору на Северном берегу бухты. Сегодня на батареях размещены музейные экспозиции, которые обязательно стоит посетить всем гостям города. На Константиновской батарее находится штаб-квартира Русского географического общества с выставочной экспозицией об истории географических открытий, а на  Михайловской батарее экспозиция рассказывает о героическом прошлом нашего славного города.


Южные батареи не сохранились, они были взорваны во время Первой обороны Севастополя в годы Крымской войны.


Повернувшись на 180 градусов, перед нашим взором за памятником вождю революции Владимиру Ленину, увидим золотой купол Владимирского собора. Наш путь на юг,  к нему.



Владимирский собор-усыпальница адмиралов


История собора начинается с 1825 года, когда главный командир Черноморского флота адмирал Самуил Карлович Грейг обратился в Морское министерство с ходатайством о строительстве в Севастополе памятника, увековечивающего крещение князя Владимира в Херсонесе в 988 году.


Проект храма-памятника, который должен был строиться на территории Херсонеса представлял собой пяти купольный собор. Автор проекта - архитектор Тон. Строить Собор предполагалось на частные пожертвования. Подписка по сбору средств на строительство была объявлена, но сбор средств затянулся на долгие годы.


В 1842 году адмирал Лазарев ходатайствует перед императором Николаем I о разрешении переноса места строительства с городища Херсонеса на центральный городской холм. Разрешение было получено. Лазарев лично занимается заказами в Италию мраморных изделий, икон и убранства для будущего храма.


Через 6 лет начались подготовительные работы по расчистке местности, уборке вырытого грунта. На эти работы привлекались команды от черноморских экипажей. Работы продвигались медленно.


После смерти в 1851 году Михаил Петрович Лазарев был похоронен в специально сделанном склепе на месте будущего храма. К началу Первой обороны города был сооружен фундамент и стены на высоту до полутора метров. События Крымской войны надолго прервали строительство. И только в 1858 году было принято решение о возобновлении работ. Первоначальный проект был изменен архитектором Авдеевым. По новому проекту собор стал однокупольным, но с сохранением элементов русско-византийского стиля в архитектуре.


Строительство Владимирского собора было завершено в 1888 году, через 24 года после его закладки. Высота собора с крестом над уровнем земли – 32 с половиной метра, ширина - около 20, длина с папертью и алтарем — 29 метров.


Основание храма устроено в виде креста, стены сложены из инкерманского камня. Здание имеет шлемовидный купол и такие же шлемовидные покрытия над алтарными выступами – апсидами - в восточной части. Северный и южный фасады одинаковые, увенчаны треугольными фронтонами, украшены колоннами из крымского диорита, полукружиями арок.


В верхнем храме вдоль стен — два ряда мраморных плит, на которые занесены имена адмиралов, штаб- и обер-офицеров Морского ведомства, награжденных орденом св. Георгия за храбрость во время Крымской войны 1853-1856 годов.


Нижний храм - склеп-усыпальница, место захоронения выдающихся флотоводцев-адмиралов. В центре нижнего зала установлен черный мраморный с именами четырех легендарных адмиралов – Михаила Лазарева, Владимира Корнилов, Павла Нахимова, Владимира Истомина. В центре перекрестия – лавровый венок из золоченой бронзы и слово «НИКА».


Церковная служба во Владимирском соборе велась до 1932-ого года. В годы Великой Отечественной войны здание собора сильно пострадало. Реставрационное работы были завершены в 1972 году. Владимирский собор стал филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.


А в 1992 году собор был вновь освящен, в нем проводится церковная служба и одновременно он открыт для посещения туристам и гостям города.


Храм стоит на улице Марата. Это первая поперечная улица – лестница Центрального городского холма.


С восточной стороны от собора проходит улицы Фрунзе, на которой сохранилось необычное сооружение без дверей, это башня, построенная в античном стиле и названая - Башня ветров.



 Башня ветров. Морская библиотека им. Лазарева


Михаил Петрович Лазарев большое внимание уделял не только военной выучке служащих флота, но прилагал все усилия по повышению образования и воспитания матросов, мичманов и офицеров флота. С 1822 года в городе на средства офицеров Черноморского флота и по инициативе лейтенанта Мелихова, была основана Морская библиотека. В годы градоначальства Лазарева библиотека обзавелась новым зданием и пополнила свой книжный фонд. Ее стали называть «копеечной библиотекой», потому что существовал указ об обязательном отчислении с каждого рубля жалования офицеров 1 копейки на нужды пополнения библиотечного фонда.


Перед Крымской войной библиотека располагалась на Городском холме на месте современного дома по адресу Фрунзе, 3.


Строительство здания для библиотеки началось в 1837 году по проекту архитектора Джона Уптона, а завершилось через семь лет. Но просуществовав всего 8 месяцев, здание сильно пострадало при пожаре. Сгорело 400 томов книг, часть мебели.


Через пять лет, в 1849-ом году по проекту Брюллова на прежнем месте было построено новое здание Морской библиотеки. План здания был немного изменен. Новое здание было выдержано в строгом классическом стиле, украшено множеством мраморных деталей: лестницей со сфинксами по сторонам, дорическими колоннами, портиком с шестью статуями, барельефами с сюжетами из истории мореплавания и русского флота.


Внутреннее убранство библиотеки было богатым и изящным: паркетные полы, мраморные лестницы с бронзовыми поручнями, камин, мебель красного дерева с зеркальными стеклами. Залы украшались моделями судов. редкими английскими гравюрами, картами на стенах, шкафами с коллекциями минералов и окаменелостей, древних монет, камней, сосудов, чучел морских животных, херсонесскими мозаиками. Можно сказать, что это была БИБЛИОТЕКА-МУЗЕЙ.


Рядом с библиотекой построили вентиляционную башню для книгохранилища. Во время войны здание библиотеки было разрушено, а башня до сих пор стоит на городском холме перед нами. Она построена в античном стиле с восемью гранями, на которых в аллегоричной форме изображены барельефы восьми ветров:


Борей север (мужчина в толстой мантии, дующий в изогнутую раковину),

Кайкий северо-восток (мужчина, несущий и опустошающий корзину с градинами);

Афелий восток (мужчина, несущий и опустошающий корзину с градинами);

Эврюго-восток (бородатый старик, плотно укутавшийся в мантию от стихии);

Нот юг (мужчина, который опустошает сосуд, создавая ливень);

Липс юго-запад (мальчик, толкающий корму корабля, обещая хороший ветер для мореплавания);

Зефир запад (юноша, несущий и разбрасывающий цветы);

Скирон северо-запад (бородатый мужчина с бронзовым горшком, полным горячей золы и углей).


До Первой мировой войны книжный фонд библиотеки составлял около 100 тыс. томов. По количеству книг это была третья библиотека в России. Пользоваться книгами могли морские офицеры за определенную плату, а также представители привилегированных сословий только по рекомендации морских офицеров. Сегодня морская библиотека расположена у подножья Центрального холма. Она носит имя Михаила Петровича Лазарева.


От Башни ветров наш путь лежит по восточному склону Городского холма, мимо здания Штаба Черноморского флота к первому бульвару города.

 


Матросский бульвар


Расположен бульвар на северном склоне Городского холма. На входе на бульвар с южной стороны нас встречают мраморные львы, а за ними находится интересный памятник. Его открыли в конце XX века, к столетию изобретения Александром Степановичем Поповым радио. Здесь, в Севастополе, проводились первые натурные испытания радиосвязи между кораблями и побережьем, здесь были установлены рекорды по дальности передачи сигнала.


 Бульвар заложен в 30-е годы XIX века. С него началось преобразование Городского холма. Первоначально он назывался Малым, потом Мичманским, а сегодня Матросским.


Бульвар вполне оправдывает свое первоначальное название - он действительно очень мал, состоит из одной аллеи.


У входа на бульвар находился павильон, выполненный из белого камня в псевдо-мавританском стиле. Это о нем писал Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах»: «В осажденном Севастополе, на бульваре, около павильона играла полковая музыка, и толпы военного народа и женщин празднично двигались по дорожкам».


Автором проекта того павильона был Александр Брюллов, в это же время он проектировал по заказу М.П. Лазарева памятника Казарскому и здание Общего собрания флагманов и капитанов, которое располагалось у восточного склона Матросского бульвара, на Екатерининской площади.


B середине XIX века вход на бульвар со стороны Морской улицы (сегодня это пр. Нахимова) был обозначен большими красивыми воротами с чугунной решеткой по бокам. За воротами широкая каменная лестница вела на бульвар.  


Бульвар всегда был и остается любимым местом прогулок севастопольцев. В 2020 гуду Бульвар был восстановлен, причем проект учитывал воссоздание и элементов XIX века, и советского периода. На южный вход вернулись мраморные скульптуры львов, которые были утеряны безвозвратно, как и фонтан с фигурой мальчика с корабликом. По старинным фотографиям воссоздана мавританская беседка, заново построен летний кинотеатр.


В северной части бульвара располагается первый памятник города Севастополя «Потомству в пример».



Первый памятник Севастополя


Первый памятник на севастопольской земле был сооружен в честь подвига моряков брига «Меркурий» и командира брига  капитан - лейтенанта Александра Ивановича Казарского.


Бриг «Меркурий» был построен в 1820 году в Севастопольском Адмиралтействе корабельным мастером Осмининым.


Во время русско-турецкой войны в мае 1829 года в крейсерском плавании находился отряд из 3 кораблей: фрегат «Штандарт» и бриги «Меркурий» и «Орфей. Повстречав у Босфора турецкую флотилию, быстроходные «Штандарт» и «Орфей» ушли вперед, а «Меркурий» отстал. Турецкие корабли: 110-пушечный «Селимия» и 74-пушечный «Реал-бей» настигли 18-пушечный бриг «Меркурий». Командир собрал всех офицеров на военный совет. По флотской традиции, выступивший первым младший по чину поручик корпуса флотских штурманов Иван Прокофьев предложил драться до последней возможности, а оставшемуся в живых офицеру, взорвать бриг, но не сдавать его врагу.


Более четырех часов продолжался небывалый в истории морской бой. Бриг подучил 22 пробоины и 297 различных повреждений. Благодаря умелому руководству боем, мужеству и мастерству русских моряков, бриг «Меркурий» вышел победителем. «Даже противник был вынужден признать блистательную победу русских. Участник боя турецкий штурман с «Реал-боя» позже писал: «В продолжении сражения мы поняли, что капитан брига никогда не сдастся, и, если он потеряет надежду, то тогда взорвет свой бриг на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы».


Памятник был открыт В 1939 году по проекту академика архитектуры Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова.


На усеченной пирамиде из крымбальского известняка установлена чугунная античная трирема. На подиуме в небольших нишах помещены горельефные изображения А.И. Казарского и античных богов — Ники, Нептуна и Меркурия.


Памятник исполнен в стиле классицизма и является одним из лучших произведений монументального искусства первой половины XIX.


Покидая бульвар, проходим по широкой лестнице к проспекту Нахимова, где сразу на пешеходным переходом нас ждет еще один бульвар города Приморский.



Заключение


Небольшая прогулка по северному склону Городского холма дала нам возможность познакомится с наследием Лазаревский эпохи. Планировка городского холма сохранилась такой, как ее задумал архитектор Джон Уптон, а воплотили в 30-40 годы XIX века при активном участии в обустройстве холма адмирала Михаила Петровича Лазарев.


Примечателен один факт - при изъятии в городское пользование ветхих строений на Хребте Беззакония, была произведена выплата денежной компенсации владельцам хибарок и домишек. На этом настоял сам адмирал. Это был первый в России случай выплат компенсации владельцам за изъятые земли и строений в России.


А закончить наше путешествие хочется еще раз перечислением основных деяний адмирала Михаила Петровича Лазарева:


  • Укрепил обороноспособность города Севастополя, при нем построены 5 казиматизированых батарей;

  • Вырастил плеяду адмиралов-защитников города в Крымской войне;

  • Построил водовод протяжённостью 18 км;

  • Построил комплекс казарм для матросов;

  • Обустроим Городской холм;

  • Построил здание Морской библиотеки;

  • Провел переоснащение флота – появились первые пароходо-фрегаты;

  • Украсил центральную площадь города колоннадой Графской пристани.


Это далеко не все, чем город обязан легендарному адмиралу. Сегодня его именем названа одна из центральных площадей центра города, с которой началась наша экскурсия.

Может быть интересным