Инкерманские святыни

5 0 голосов
3
0 м

Инкерманские святыни

5 ( 0 )

3

0 м

Состав маршрута

Показать на карте
  • Святыни и храмы
  • 1
    Святыни и храмы
  • 2
    Святыни и храмы

Описание маршрута

Вступление



Инкерман, являющийся городом в составе Севастополя, получил свое современное имя в 15 веке, когда турки захватили Крым. В переводе с турецкого Инкерман – «пещерная крепость». В рамках этой экскурсии мы хотим познакомить вас с неизвестными древними святынями.



Монастырь Святой Софии



Монастырь расположен на западной стороне Каменоломного оврага. В нем известно 22 помещения. Комплекс находится рядом с дорогой, осмотреть его можно только снаружи.



На первой карте Севастопольской бухты, выполненной в 1783 году И. Батуриным, здесь отмечен храм св. Софии, очевидно, это имя носил и весь монастырь. В то время комплекс был уже заброшен. До Крымской войны здесь находились пороховые склады.



Недалеко отсюда 24 октября 1854г. развернулось знаменитое Инкерманское сражение, унесшее жизни около 20 тыс. человек. К пятидесятилетию обороны Севастополя, по желанию Великого князя Алексея Михайловича, храм был восстановлен. Эта «реставрация», произведенная в 1905г. архитектором А.Вейзеном, привела к значительному искажению первоначального облика. Сильно пострадал монастырь и в период Великой Отечественной войны.



Первое описания комплекса встречаются в 1780-х годах, у П. Палласа, где он сообщает о разрушениях в главном храме. Иследователь Крымских православных святынь Д.Струков пишет о монастыре: «На противоположной стороне Инкермана, чрез Черную речку, на углу скалы, есть три долбленные храма. Один устроен в боку лестницы, ведущей во внутренность скалы: далее по коридору другой храм, имеющий потолок в форме правильного свода, квадратной формы, но к сожалению алтарь отвалился от скалы. Третий храм рядом с предыдущим к югу, меньший, имеющий престол у стены, под отверстием окна: жертвенник изсечен в нише северной стены алтаря отделенного алтарною преградою, которая судя по сохранившимся остатками была высотою 1 аршин 6 вершков, с одним отверстием для входа в алтарь».



Подробно монастырь св. Софии изучил А. Бертье-Делагард. Он опубликовал описание комплекса и его архитектурные обмеры. Исследователь упоминает две церкви, а существование еще одной предполагает. Датирует он монастырь XIV-XV вв., а надписи в часовне — еще более поздним временем. Главный храм монастыря, по мнению ученого, один из древнейших среди пещерных храмов.



В настоящий момент видно, что в первоначальный комплекс вели два входа. От одного со стороны реки осталась только часть лестницы. Другой, ныне сохранившийся, вел из Каменоломного оврага. По обе стороны его вырублены кельи и хозяйственные помещения. В них еще в конце XIX в. жили люди. Из коридора имелся выход на верх скалы.


По своей планировке (туннель, вырубленный в скале, расположение храмов, обработка) данный монастырь ближе всего к монастырю св. Климента. По внутренним пространственным объемам главный храм (высокие потолки) напоминает большую церковь Шулдана.



По своим архитектурным особенностям крестообразная церковь св. Софии не имеет аналогов в скальной архитектуре Крыма.



Подобные культовые постройки были широко распространены в византийских провинциях. Для эпохи Палеологов подобное архитектурное решение не редкость. Карниз часовни аналогичен карнизу храма южного монастыря Мангупа.



Таким образом, среди архитектурных аналогий монастырю св. Софии встречаются в основном памятники XII-XV вв., но не исключается и XIII в.


Сценарий развития данного монастыря следующий: возникнуть он мог в XIII в. как небольшой скит в Каменоломном овраге. Его древнейшей частью является комплекс вокруг храма. Впоследствии, получив влиятельных покровителей, скит превращается в крупный монастырь. Тогда сооружается главный храм, а наиболее поздней постройкой была часовня, она была высечена не ранее начала XV в.


В процессе существования монастыря его монахи основали три скита — у станции Инкерман-1, в Георгиевской и Троицкой балках.


Другой монастырь расположен на левом берегу реки Черной. К нему надо пройти через мост и под тоннелем железной дороги.

Монастырь святого Климента. Храмы



Инкерманский пещерный монастырь является самым древним среди пещерных обителей, находящихся в Крыму. В Монастырской скале (ее западном обрыве) высечены основные его помещения. Обитель находится на правом берегу реки Черной. Ее основание связано с именем римского Папы Климента I.



Святой Климент, один из самых известных проповедников христианской религии. Он был возведен в сан самим апостолом Петром в Риме. За проповедь христианства в Риме Климент был сослан в Херсонес на каторжные работы. Здесь уже находилось около 2 тыс. христиан, также сосланных в каменоломни. Климент продолжил проповедовать и здесь. Многие каторжники, а также жившие неподалеку свободные люди крестились у него. Климент, согласно преданию, сам вырубил в скале храм (он сохранился до наших дней), рядом с ним на Монастырской скале стали высекаться кельи. Правители Херсонеса, обеспокоенные его активной деятельность по продвижению христианства, казнили епископа в 101 году (на шею ему привязали якорь, после чего утопили в море).



Постепенно в Монастырской скале высекались кельи, храмы и пещерные помещения. Все они соединялись лестницами, вырубленными в камне. Скорее всего, именно здесь обосновались монахи-иконопочитатели, которые бежали из Византии в период иконоборческих гонений.


Монастырь пережил несколько периодов развития и упадка. Трудный период в жизни монахов наступил после захвата Крыма турками, в это время обитель пришла в упадок. Скорее всего, монахи переселились на мыс Фиолент, где был расположен Свято-Георгиевский монастырь.



В восемнадцатом веке обитель возрождалась на короткое время. После того как христиане ушли из Крыма в 1778 г., монастырь был окончательно заброшен. Возрождение обители началось с Киновии, открытой в 1850 г., когда началась реконструкция расположенных здесь трех пещерных храмов.



Церковь во имя Климента была освящена первой (в Средневековье это был Георгиевский храм, который, согласно преданию, сам Климент вырубил в скале). Церковь имеет форму базилики. Ее пространство делится на три части двумя рядами колонн. Сохранились скамьи, вырубленные в скале, часть колонн, а также ниша, предназначенная для запрестольного образа. Длинный коридор ведет к этой церкви. В нем вырублены каменные скамьи.



Также сохранился до нашего времени двухступенчатый синтрон в апсиде. В центре его имеются остатки горнего места, а в стене над ним вырублена ниша, предназначенная для запрестольного образа. Массивный процветший крест вырезан здесь же. Что касается древних фресок, то от них сохранилось только изображение сидящего на престоле Спасителя. Низкий и небольшой древний придел находился с правой стороны церкви. Он посвящен апостолу А. Первозванному.



Спустя два года после возрождения монастыря разразилась Крымская война. Жестокие бои происходили у Черной речки. Каламита, где находились русские войска, была жестоко обстреляна. Англичане разграбили имущество, принадлежавшее монастырю. Когда война окончилась, монахи вновь поселились в киновии. Они построили домовую церковь (Свято-Троицкую), а также дом настоятеля. Также монахи провели реставрацию источника св. Климента. Немного позже была построена гостиница для паломников. В честь чудесного спасения семьи императора, произошедшего у ст. Борки при крушении поезда в 1888 году, в 1895 г. в обители был возведен новый храм. Он был посвящен целителю и великомученику Пантелеимону. Особенность этого храма заключается в том, что его алтарная часть вырублена в скале, а оставшаяся, наземная, создана в византийском стиле.



К 1917 году Инкерманский пещерный монастырь населяли 122 послушника и 25 монахов. В период Гражданской войны обитель поддержала отряды Врангеля. После провозглашения советской власти произошла национализация всех обителей и земель Крыма. Инкерманский пещерный монастырь в 1926 г. был окончательно закрыт. В 1927 году уничтожили часовню на могиле бойцов, павших в Инкерманском сражении, а в 1932 – собор св. Николая, находившийся на верхнем плато. В годы Великой Отечественно войны на месте монастыря располагался штаб Приморской дивизии. В июне 1942 г. ее солдаты старались сдержать немцев, которые рвались к Севастополю.


В 1991 году Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь начал возрождаться. Были восстановлены келейные корпуса и храмы.


Сегодня монастырь, особо почитаемый жителями и гостями города. Здесь можно самостоятельно прогуляться, просетив храмы, а можно заказать увлекательную историю.



Загайтанский пещерный монастырь



Если от Свято-Климентовского монастыря подняться на плато монастырской скалы, где находятся остатки древней крепости Каламита, то взору откроется замечательная панорама, в том числе на отвес Загайтанской скалы, сложенный породами мшанкового известняка со светлыми от пепельного до кремового и белого оттенка. Это название скалы является производным от названия хутора Гайтани, существовавшего прежде в балке за скальным массивом с севера.



В южном обрыве скалы чернеют прямоугольники вырубных пещер существовавшего когда-то там еще одного монастыря. Северные и северо-западные склоны Загайтанского массива срезаны уступами карьера по добыче инкерманского камня.



У самой оконечности Загайтанской скалы, с севера расположен скит, который прежде относился к Инкерманскому монастырю. Снизу, из балки, к нему ведет тропа.



Центральную часть южной стены массива занимает комплекс Загайтанского пещерного монастыря. Вырубных пещер на нем много, расположены они многоярусно. Мягкий и податливый известняк позволял вырубить кельи в любом количестве и на любой высоте. Но это же сыграло с вырубленными помещениями злую шутку, легкость обработки одновременно способствовала и легкому и быстрому разрушению построек. Время не пощадило десятки расположенных на разных высотах помещений, оставив от некоторых только стены или потолки. Обвалы как ножом срезали блоки известняка, делая верхние ярусы памятника совершенно недоступными.



Однако, целый ряд вырубных помещений или их фрагментов доступен для осмотра под скалой.



Так возле самой земли сохранился кусок абсиды миниатюрного храма с маленьким престолом.



Рядом во втором ярусе хорошо сохранился компактный комплекс келий с мальтийским крестом. Два из имевшихся здесь помещений уцелели фактически полностью. Сохранились даже пазы для запоров и дверных косяков. В одном из них на задней стене процарапан крест, а на участке простенка между входами больше чем на половину своей площади уцелел рельефный крест в круге мальтийской формы. Комплекс расположен на обособленной горизонтальной полке-балконе в метрах 10 от подножия скалы. Для его осмотра надо преодолеть простым лазанием короткий участок скалы на высоте около 7 метров.



Перечислять все объекты Загайтанского пещерного монастыря достаточно долго, в общих словах можно сказать что заслуживают внимания периодически попадающиеся ниши разной формы, различные вырубные лесенки, подрубки под края примыкавших к скале крыш.



Следует отметить наличие здесь каменных колец, которые встречаются по всем пещерным городам. Их назначение археологи и историки не могут разгадать по сей день.


Вершинное плато Загайтанской скалы сохранилось полосой, примыкающей к южным обрывам; остальное срезано карьером по добыче камня. Историческая поверхность плато на большей части его площади уничтожена. Нетронутым сохранился только участок возле западного мыса. В этом месте находится отрезок стены, отгораживавшей небольшую площадку на оконечности мыса от остального плато. Стена имела незначительную высоту и в настоящее время представляет собой задернованный вал высотой около метра поросший можжевельником. Остатки кладок просматриваются только эпизодически на высоту не более одного камня. У южного обрыва стена имеет квадратной формы выступ. Возможно, тут находилась башня. В двух местах имеются участки похожие на старые раскопы: так были освобождены от грунта кладки основания предполагаемой башни у южного обрыва, и еще в одном месте небольшой раскоп был заложен поперек стены.

На самом краю мыса есть квадратной формы колодец глубиной около двух метров.
Данный монастырь еще предстоит исследовать археологам. Возможно тогда будут сделаны крупные открытия.




Заключение



Древние храмы и монастыри Севастополя – это неизвестные и неразгаданные до конца тайны наших предков, места силы и мудрости. Они привлекают внимание самых любознательных из людей и могут стать источником новых познаний и смыслов человеческой жизни.