Древности Байдарской долины

5 0 голосов
5
8 км

Древности Байдарской долины

5 ( 0 )

5

8 км

Состав маршрута

Показать на карте
  • Природные объекты
  • 1
    Природные объекты
  • 2
    Природные объекты
  • 3
    Природные объекты
  • 4
    Природные объекты

Описание маршрута

1. Байдарская долина.

Байдарская долина - древняя территория, когда-то испещренная военными тропами, по которым тащились повозки римской армии и проходили скифские полчища, сегодня это ООПТ- особо охраняемая природная территория.

Свое название межгорная долина получила в честь выросшего на ее территории в XVII веке татарского поселка Байдары (ныне село Орлиное).

Благодатный климат, обилие лесов и рек, много животных и рыб, все это делало долину удобной для проживания древнего населения. Археологи обнаружили здесь много стоянок древних людей. Среди них особый интерес представляют две мезолитические стоянки — Фатьма-Коба и Шан-Коба и одна палеолитическая стоянка Карань-Коба.

Мезолит — так называется средний каменный век, который датируют примерно 10–6 тыс. лет до н.э. В Крыму исследовано более 15 мезолитических стоянок, причем самые известные из них находятся в Байдарской долине.

Фатьма-Коба была исследована в 1927 году археологом Г. А. Бонч-Осмоловским. В гроте нашли кости животных, на которых охотились его обитатели, кремневые орудия. Обнаружена и могила мужчины. Археологи полагают, что это был охотник, а антропологи реконструировали его облик: 40 лет, 170 см ростом, относящийся к средиземноморскому антропологическому типу.

Скальный навес Шан-Коба с археологическим материалом мезолитического и ранненеолитического времени находится в двух километрах к северо-западу от села Передовое на правом склоне балки, образованной ручьём Кубалар-Су.

Памятник открыт С. А. Трусовой и С. Н. Бибиковым в 1927 году. Полевые исследования велись в 1927–1928 годах Г. А. Бонч-Осмоловским и другими. Учёные датируют стоянку IX–V тыс. до н.э.

Шан-Коба представляет собой навес удлинённой формы; длина — 25 м, ширина — 6 м, высота — 2,7 м. Выявлено шесть культурных горизонтов: первый относится к неолиту, второй и третий к «тарденуазу», четвертый и шестой — к «азилю» и «позднему азилю» или, соответственно, к позднему и раннему мезолиту. Некоторые выделяют нижний слой стоянки как финал позднего палеолита Крыма. Открыты ямки для запекания улиток (одна из них

полусферической формы, глубиной 14,6 см, шириной 22 см и заполнена раковинами улиток), очаги в разных горизонтах, кладовая для хранения улиток. В северо-восточной стороне грота зачищена каменная выкладка, служившая, вероятно, для укрепления заслона из веток.

В первом культурном слое найдены обломки глиняных сосудов ранненеолитического времени. В раннемезолитических («азильских») слоях характерны находки крупных и грубых сегментованных орудий вместе с крупными концевыми скребками, односторонне обработанными нуклеусами и пластинками с притуплённым краем. В позднемезолитических («тарденуазских») слоях увеличивается количество трапециевидных каменных орудий. Археологи обнаружили здесь и различные поделки из кости: орудия с вкладышами, проколки, шилья. В ходе раскопок обнаружено более 100 кг костных останков животных и птиц. Судя по находкам, в то время в Крыму обитали благородные олени, лошади, кабаны, бобры, волки, лисы, зайцы, рыси, домашние собаки, черепахи.

Материалы раскопок хранятся в Музее антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге.

Пещера Карань-Коба («тёмная пещера», тюрк.) находится на высоте 339 метров над уровнем моря и представляет собой карстовую полость в скалистом массиве юго-западного отрога горы Мачу на склоне балки Кабалар-Дере.

Размеры основной галереи относительно невелики: длина — 18 метров, высота — 2,2 метра, максимальная ширина — 7 метров. В дальней части пещеры за каскадом натёков скрывается малый зал размером 4,5х3 метра.

Из вторичных отложений на дне пещеры обильны остаточные глины, водно-хемогенные (конусные сталактиты, сталагмиты, колонны, каскадные натёки с ванночками) и органогенные (гуано, то есть остатки разложившегося помёта, летучих мышей, кости животных) отложения.

Пещера Карань-Коба была открыта и обследована археологом Ю. Г. Колосовым в 1956–1958 годах. По материалам раскопок установлено, что в

данном месте обитал человек раннего палеолита (120–40 тыс. лет назад). В этот период древние люди жили на территории горного и предгорного Крыма, где селились в гротах и пещерах. Исследователями найдены их орудия труда — кремневые и костяные наконечники, скрёбла, каменные топоры, дубинки.

По костным останками животных, обнаруженным в пещере, определили, что в этом районе водились мамонты, зубры, олени, лошади, сайги, бараны, козлы, носороги, ослы, кабаны, волки, лисицы, корсаки, песцы и пещерные гиены.

Полноводные и глубочайшие в то далёкое время реки давали людям возможность круглый год питаться свежевыловленной рыбой ценных пород, таких как форель, лосось, голавль, крупная плотва, судак и сом.

2. Скельские менгиры

Среди самых древних рукотворных достопримечательностей Байдарской долины, следует отметить Скельские Менгиры. Скельские Менгиры — это огромные каменные валуны, обработанные человеком скорее всего для проведения обрядов. Возраст Менгиров — от 4 — до 6 тыс лет. По многочисленным преданиям Скельские Менгиры являются местом силы.

Скельские менгиры — памятник древности, находится при въезде в поселок Родниковое, Байдарская долина.

Название - Скельские менгиры, происходит от трех слов Скеля — это с греческого гора или бывшее название поселка Родниковое, мен (men- кельтский язык) — камень, гир (hir) длинный, итого длинный камень. Причиной того, что слово менгир, имеет кельтское название, связано с тем, что самым известным на сегодняшний день менгиром считается — Британский Стоунхендж.

Менгиры — грубо обработанные и вертикально поставленные камни, которые имели ритуальный характер и располагались в «местах силы».

Скельские менгиры — сегодня состоят из 4-х камней, двое из которых перемещались по причине строительства водопровода, а двое, так и стоят испокон веков. Раскопки в эти местах, практически, не проводились, поэтому точно определить сколько камней было на самом деле и как они стояли пока не представляет возможности. В Крыму существует две версии Скельских менгиров, но обе скорее конспирологические или мистические нежели научные, хотя довольно много людей в них верит.

Первая легенда говорит о том, что Скельские менгиры стоят на пересечении двух мощных подземных рек и их пересечение дает невероятный выброс энергии. Эта энергия очищает организм и исцеляет больных.

Вторая легенда говорит о том, что в этом месте находится геологический разлом, который выбрасывает негативную энергию, а камни являются ее преобразователем. В какую из легенд верить, решайте сами, но историческим фактом действительно, можно считать возраст Скельских менгиров, не менее 4000 лет, монумент обработан древним человеком и что это место для древних людей явно выделялось на фоне других мест.

При посещение все экскурсоводы рекомендуют до них дотронутся, для космической подзарядки или снятия черной энергии. Не важно как вы относитесь к таким историям, но фактом остается то, что первобытные люди, смогли не только их переместить на расстояние около одного километра, но и обтесать и расставить их в некоем строгом порядке.

3. Таврские ящики

В Байдарской долине были обнаружены захоронения и стоянки, датированные 2-1 тыс. до н.э.

Осевшие на территории котловины таврские племена занимались земледелием, более успешно скотоводством, иногда не брезгуя и военными походами. С чужаками здесь не церемонились, принося их в жертву своим странным божествам, а вот к умершим соплеменникам относились с большим

уважением, воздвигая в их честь каменные гробницы в самых живописных уголках долины. Ну а поскольку собственной письменностью тавры так и не обзавелись, ответить на вопрос, предками какого современного народа они являются и откуда вообще взялись в этой части полуострова, ответить не может никто. Зато некоторая часть таврского наследия в виде каменных могильников, орудий труда и предметов быта, стала достоянием современных археологических экспедиций и, как следствие, поводом для выдвижения многочисленных гипотез о происхождении этого таинственного народа. Древние жители долины, изготавливали лепную керамическую посуду, которую украшали росписью и рельефным орнаментом. Умерших они хоронили под невысокими курганами в гробницах, состоящих из пяти каменных плит и напоминающих каменные ящики.

Большая часть таврских ящиков была обнаружена в Байдарской долине, и именно здесь располагается одно из наиболее масштабных таврских захоронений в Крыму, известное как Таш-Кой, что означает «Каменная деревня». Вероятно, выступающие на поверхность крышки этих каменных гробниц напоминали местным жителям крыши домов разрушенного поселения.

Располагается Таш-Кой севернее посёлка Новобобровское. Если идти от поселения по старой дороге в гору примерно с километр, то можно выйти к безлесному участку, где заметно множество камней и остатков горных пород. Именно здесь и находятся таврские ящики, которые сокрыты в кустах и с дороги почти незаметны. Их здесь насчитывается около сотни, поэтому неудивительно, что место назвали «каменной деревней». Большая часть этих каменных гробниц разрушена, но немало среди этой «деревни» и уцелевших каменных «домиков». Около десятка таврских ящиков Таш-Кой, не смотря на поражающую воображение древность, сохранились в отличном состоянии. Среди кустов, растущих на поляне можно отыскать хорошо сохранившийся кромлех.

Древние жители Байдарской долины обожествляли силы природы, поклонялись солнцу, звездам, дождю, у них был свой календарь.

4. Средневековые селения

На склонах гор Байдарской долины встречаются места, где находятся древние колодцы и развалы камней, поросших мхом. Это заброшенные средневековые селения. Байдарская долина особенно плотно была заселена в эпоху раннего Средневековья. Раскопки, проведённые А. Л. Якобсоном в 1956–1968 годах, показали, что большинство найденных и исследованных поселений относятся к VIII–X векам.

Обычно поселения располагаются на искусственных террасах, которые от оползней и деформации защищены массивными каменными укреплениями (крепидами). Изученные поселения состоят из разбросанных по территории долины немногочисленных жилых усадеб (от 5 до 30). Раскопки показали, что преобладающим типом сельского дома в регионе в VIII–X веке была двухкамерная постройка на бутовом цоколе, сложенном на глине, слабо заглубленная в грунт. Полы земляные или глинобитные. Каменный цоколь служил основанием для каркасной конструкции стен усадьбы. Кровля обычно была земляной или соломенной. Как правило, в одном из помещений вдоль стены сооружалась глинобитная или бутово-земляная лежанка-айван (суфа), а около центра помещения располагался открытый очаг.

Считается, что тип такого жилища сформировался в Таврике из более примитивных вариантов жилья раннесредневекового населения Придонья и Приазовья. Он стал в Крыму традиционным, так как сохранился в разных вариантах до ХХ столетия.

Одно из таких поселений было найдено разведками Н. Репникова в 1907 году. Оно располагалось у дороги из Скели (ныне с. Родниковое) в Багу (с. Новобобровка) в районе села Россошанка (бывшая деревня Саватка). Поселение было отмечено как группа каменных ящиков VII–V веков до н.э. (не сохранились). На территории села находили многочисленные фрагменты керамики ХVI–ХIХ веков. В наше время к северо-востоку и востоку от села

можно видеть признаки поселения в виде террас, фрагментов каменных оград, остатков жилищ в виде навалов бутового камня VII–VIII — XIV–XV веков. Раскопки этих поселений пока не проводились.

5. Заключение

Байдарская долина – это сокровищница тайн и не разгаданных еще загадок истории и археологии, где любой желающий сможет прикоснутся к древностям и почувствовать ритм времен.

Большинство описанных памятников древности сегодня легко доступны каждому, кто выйдет на маршрут Большой Севастопольской тропы от Родникового до Передового и далее до Муловского озера.