Большой рейд Севастополя

5 0 голосов
16
5 км

Большой рейд Севастополя

5 ( 0 )

16

5 км

Состав маршрута

Показать на карте
  • Архитектурный объект
  • 1
    Природные объекты
  • 2
    Архитектурный объект
  • 3
    Природные объекты
  • 4
    Природные объекты
  • 5
    Природные объекты
  • 6
    Природные объекты
  • 7
    Природные объекты
  • 8
    Природные объекты
  • 9
    Музеи
  • 10
    Природные объекты
  • 11
    Памятник
  • 12
    Природные объекты
  • 13
    Природные объекты
  • 14
    Площадь
  • 15
    Парк, сквер, бульвар

Описание маршрута

Вступление


Многочисленные русско-турецкие войны с 16 по конец 18 века (6 конфликтов, длившихся в общей сложности 43 года) закончились победой России, приобретением больших территорий на северном побережье Черного моря и присоединением Крымского полуострова.  Необходимость защиты вновь приобретенных земель осознавали в то время все. Нужна была крепость, а в силу того, что приобретенные земли расположены по морским берегам, по и крепость должна быть морской.


Город Севастополь основан в 1783 году как МОРСКАЯ КРЕПОСТЬ юга России. Два слова определили судьбу города и его место расположение. Море и крепость (защита). 


Море есть во многих местах, а удобное побережье – это особенность юго-западного берега Крымского полуострова. Наличие удобной незамерзающей круглогодично и защищенной от ветров и штормов бухты с многокилометровой береговой территорией, с большими глубинами до 20-25 метров, с высокими берегами, предопределило появление города именно здесь. 


Второй причиной выбора именно этого места, является удобное стратегическое положение юго-западной оконечности Крымского полуострова в Черном море. Возможность быстрого доступа в любую точку побережья Черного моря.


Несколько слов о бухте.


Греки называли бухту КТЕНУС или КТЕНУНТ, в переводе Гребешок. Если посмотреть на контур морского побережья Севастопольской бухты, то можно увидеть несколько других бухт, глубоко вдающихся в южный берег под прямым углом к основной бухте. Контур напоминает Гребень. 


Сегодня бухту называют Севастопольской бухтой или Большой Рейд. Она на 8 километров вдается в сушу с запада на восток. Берега ее изрезаны многочисленными мысами и бухтами. Насчитывают до 30 бухт и 15 крупных мысов. Общая протяженность береговой лини в бухте составляет более 30 км.  


Мы познакомимся с основными из них и узнаем много интересных историй происходивших здесь.
Но сначала один исторический факт. Во время военных конфликтов Александр Васильевич Суворов присмотрел место для морской военной крепости. Так он писал о бухте: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены были.» 


Южный мол


Одной из местных необычных достопримечательностей в Севастопольской бухте является мол. Это колоритное сооружение защищает бухту от сезонных штормов.
Строительство двух молов планировалось еще при царской России. Этим были бы решены две очень важных задачи: защита акватории бухты от штормов и от несанкционированного прохода в бухту чужестранных судов. Но идея не нашла поддержки у биологов, ученые пришли к мнению, что изменение акватории бухты вызовет увеличение обрастания моллюсками находящихся в бухте кораблей, имеющих деревянную обшивку.
Строить заградительный мол стали в 1976 году, работы велись в течении 10 лет. Возведение морской косы проводились на глубине от 5 до 16 метров. В результате вход в бухту сузили с одного километра до 550 метров. Конструкция мола – это насыпанные подушкой скальные породы, а сверху уложены бетонные блоки-тетраподы, используемые для защиты от прибоя. Вес каждого тетрапода колеблется от полутора до 25 тонн. Издалека мол напоминают противотанковый еж. Длина южного участка, составляет более полукилометра, а северного – около 300 метров.
Первой бухтой на южном берегу является Мартынова бухта.

Мартынова Бухта


Бухта считалась внешней пока не построили мол. Отделена с запада от открытого моря молом, с востока от Александровской бухты одноимённым мысом. Название она получила от обитающих здесь в большом количестве чаек-мартынов. Эта бухта самая глубокая из всех внутренних. Ее глубина достигает 25 метров.
Сегодня в бухте расположены мидийные плантации.

Мыс Александровский. Александровская батарея


За Александровским мысом находится Бухта Александровская. Название мыса и бухты связано с названием ранее располагавшейся на мысу казематированной батареи, построенной для защиты входа в бухту в первой половине 19 века. Её назвали именем внука Екатерины II Александра Павловича, будущего импера¬тора Александра I. Это была одна из пяти именных казематированных батарей, построенных до Крымской войны.
В начале Первой обороны, в октябре 1854 года, французский флот направил на батарею основной огонь, но она выстояла. Когда защитники города оставили Южную сторону Севастополя, батарею взорвали.


В начале 20 века укрепление на Александровском мысу было восстановлено, к началу второй обороны 1941-1942 годов в бетонном массиве бывшей Александровской батареи разместился командный пункт 2-го артиллерийского дивизиона главной базы флота.


В июне 1942 года, когда противник занял Северную сторону, немцы особенно ожесточённо начали обстрел батареи. Но батарея продолжала геройски сражаться с врагом.


Командир батареи капитан Антонец приказывал открывать огонь по немецким самолётам только тогда, когда они входили в пике. Вражеские лётчики не выдерживали сосредоточенного огня батареи и, отворачивали с боевого курса, бросая бомбы мимо цели. Своим мужеством и хладнокровием капитан Антонец снискал огромное уважение подчинённых. Бойцы всегда видели своего командира на боевом посту.
Когда снарядов на батарее не осталось, артиллеристы подорвали свои орудия и по приказу командира отошли на 35-ю батарею.


В настоящее время на территории батареи находится яхт-клуб. У берега имеется дикий пляж.

Мыс Хрустальный. Монументы «Единству армии и флота»


На востоке Александровская бухта ограничена Мысом Хрустальный. Название ему дали располагавшиеся здесь в начале 20-ого века купальни «Хрустальные воды», названные так за чистую морскую воду у этого мыса.
Сегодня берег мыса опоясан бетонной набережной, на которой расположен городской пляж «Хрустальный». Над пляжем нависает скалистый берег.


Мыс возвышается над морем, с его высоты хорошо просматривается акватория бухты, а с бухты видны два символичных памятника героям Великой Отечественной войны. В годы второй обороны город защищали плечом к плечу воины Приморской армии и матросы Черноморского флота.
Матросы и солдаты в едином строю обороняли рубежи города. Вместе встречали врага на передовой, вместе шли в штыковую атаку, вместе погибали и вместе побеждали. Единство Армии и Флота нашло отражение в этих монументах.


Обелиск «Штык-парус», высотой 40 м выполнен из белого камня. Установлен в 1965 году. На нём выбит текст указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Севастополю звания города-героя.
В конце 1980-х годов западне обелиска «Штык и Парус» установили еще одну скульптурную композицию «Солдат и матрос». Скульпторы Белостоцкий, Петрошевич, Супрун, архитекторы Сидоров и Уманский. Ровно 41 метр составляет высота памятника.


Приближаясь к мемориалу можно рассмотреть грубоватые черты лиц, мужественные фигуры и полный достоинства взгляд. У подножия создатели разместили площадку с вечным огнем. Этот грандиозный памятник в виде фигур краснофлотца и красноармейца, сражавшихся за город русской славы в 1941-1942 и 1944 годах, должен был стать частью мемориального комплекса, посвящённого Великой Отечественной войне. Сегодня на мысе Хрустальном идет активное строительство культурного кластера.


Если посмотреть на запад, на оконечность Александровского мыса, то можно мысленно представить первую линию затопленных в 1854 году военных кораблей.

Первая линия затопления кораблей


На противоположном берегу бухту, напротив Александровского мыса находится Константиновский мыс. Если мысленно соединить эти два мыса, то получим линию, которая соответствует первой линии затопления кораблей во время Крымской войны. Затопление кораблей было вынужденной мерой, направленной на заграждение входа в бухту для вражеских кораблей и предотвращение возможных обстрелов города со стороны бухты.
Все началось 11 сентября 1854 года. На дно легли пять линейных кораблей и два фрегата. Линейные корабли: «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна», фрегаты «Сизополь» и «Флора». Между Константиновской и Александровской батареями над водой остались торчать только верхушки мачт. Но вскоре осенние шторма стали разрушать необычное заграждение. Поэтому 5 ноября на месте разломившегося корабля «Силистрия» затопили 84-пушечный «Гавриял».


Существует легенда.
Среди затапливаемых кораблей был линейный корабль «Три Святителя» Перед затоплением с кораблей сняли все, включая орудия. Все корабли спокойно ушли на дно, только «Три Святителя» никак не хотел опускаться в пучину. В него стреляли из пушек, но он оставался на плаву до тех пор, пока один из матросов не вспомнил, что с борта корабля не сняли икону. Пришлось сходить за иконой на шлюпке. Только тогда корабль медленно встал в строй «защитников бухты», опустившись на дно.


Линия затопления кораблей от Александровского мыса простиралась до Константиновского. Мы с вами обратим взоры на этот мыс и на расположенную там батарею.

Константиновский мыс. Константиновская батарея. Русское Географическое общество


  Первая батарея на Константиновском мысу была земляной, ее строил Суворов за 5 лет до основания города-крепости. Вид возведенной за ночь батареи, ощетиненной десятком пушек, вынудил турецкий флот скоропалительно покинуть бухту. Было это в 1778 году. Однако, батарею пришлось срыть, во избежание дипломатического скандала.


После основания города батарею восстановили на прежнем месте, а в 1840 году воздвигли каменную двухъярусную по проекту Карла Ивановича Бюрно. Строили батарею инженер-полковники Фелькерзам и Павловский. Она сооружена из крымбальского известняка, добытого в Килен-балке. В плане выглядит в виде подковы, повторяет очертания мыса, правый фас обращен к морю, левый к рейду. С горжи форт прикрывали стены и двухъярусная казарма, впереди которой расположен ров с каменным эскарпом. Внутренняя планировка форта - анфиладно-коридорная, в казематах имеются бойницы для орудийной стрельбы.


 Общая длина по фасаду 230, ширина - 25, высота над уровнем моря около 12 метров. Каменная казематированная батарея рассчитана на 94 орудия, артиллерийская прислуга состояла из 470 человек.


В Крымскую войну батарея защищала город и внутренний рейд, стойко отражала удары противника.
В году Великой Отечественной войны здесь располагался опорный пункт обороны. Ожесточенные бои происходили до июня 42 года. Батарея была разрушена.


До 2014 года не восстанавливалась. Открытие состоялось в ноябре 2017 года. Сейчас на территории Константиновского форта размещается штаб-квартира Русского географического общества (РГО). Сегодня здесь действует экспозиция двух выставок: «Константиновская батарея два века на страже Родины» и «История РГО в лицах, фотографиях и фактах».


  В экспозицию выставки РГО включены карты с маршрутами экспедиций, рисунки и фотографии, сделанные в новых землях, копии архивных документов, личные вещи, принадлежавшие известным мореплавателям и путешественникам, а также модели кораблей. Посетители выставки узнают о жизни выдающихся деятелей Общества - первого руководителя адмирала Литке, вице-председателя Семёнова-Тян-Шанского, знаменитых путешественников Пржевальского, Козлова, Грумм-Гржимайло, Кропоткина и других.


Имеется экспозиция о членах РГО, связанным с Севастополем и Крымом: художник-маринист Ивана Константиновича Айвазовский, Николая Николаевича Миклухо-Маклай, выдающийся путешественник, этнограф и биолог. В 1871 году по его инициативе на берегу Артиллерийской бухты создаётся Морская биологическая станция. Во время своих многочисленных путешествий Миклухо-Маклай собственноручно сделал около 700 зарисовок, некоторые из них экспонируются на выставке.


Еще одно важное и знаковое событие связано с Константиновским фортом: с 1819 года сохраняется традиция полуденного выстрела из пушки. На некоторое время она была отменена в 1920, но восстановлена в 1982 году.


  Первая внутренняя бухта северного берега носит одинаковое с мысом и батарей имя Константиновская, а за ней следует бухта Матюшенко.

Радиогорка. Попов А.С. Радиолаборатория


  Мыс между бухтами Константиновской и Матюшенко долгое время был безымянным. Здесь располагалась батарея №2. После гибели адмирала Нахимова мыс назвали Нахимовским. В конце 19 века здесь размещались одна из радиостанций Александра Степановича Попова, на которой проводили натурные испытания радиосвязи с боевыми кораблями. С тех пор за этой местностью закрепилось название РАДИОГОРКА.


Первая в мире радиограмма была отправлена 7 мая 1895 года, а в августе 1899 г. Попов прибыл с командой и тремя радиоаппаратами в Севастополь. Надо было проверить работу радиостанций в условиях, близких к боевой обстановке, а также решить технические задачи:

  • выбор места расположения аппаратуры на боевых кораблях,
  • определение дальности надежной связи, скорости передачи сообщений,
  • организации связи для соединения кораблей.

Все поставленные задачи были с успехом выполнены. При активном содействии Попова в Севастополе была открыта школа радистов, он сам готовил первых инструкторов. Для связи с кораблями, находящимися в море, в Севастополе еще при жизни Попова была построена первая в России мощная береговая радиостанция. Через радиостанцию «Севастополь» в 12–14 годах 20-ого века была установлена радиосвязь с Парижем, Лионом, Бизертой, Каиром, Бухарестом. Это были первые случаи радиоприема на такие большие расстояния.


  В годы ВОВ на Нахимовском мысу, на Радиогорке, действовала батарея №112, орудия батареи были сняты с эскадренного миноносца «Быстрый». Бойцы до конца июня 42 года вели ожесточенное сопротивление фашистам. Израсходовав последний боезапас, взорвав последнее орудие, они ушли на Константиновскую батарею.


  От мыса Радиогорка до Михайловского мыса расположена бухта Матюшенко. Афанасий Никитович Матюшенко – руководитель восстания в 1905 году на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».


  С востока бухта Матюшенко ограничена Михайловским мысом.

Михайловская батарея. Музей Шереметьевых. Севастопольский бал


  На Михайловском мысу находится фортификационное сооружение  - Михайловская батарея. Первая земляная батарея на этом месте была заложена в первые годы существования города. Перед Крымской войной построили двухэтажную казематированную батарею из известняка, который добывался в каменоломнях Килен-балки.


Здание батареи представляет собой П-образный двухъярусный форт с боковыми крыльями, расположенными под углом 100°. Длина сооружения по фронту 108 метров, вместе с флангами - 205 метров. Толщина наружных стен до 1,8 метров. В 58 казематах батареи и на верхней площадке могло размещаться до 115 орудий (фактически, накануне Крымской войны, на батарее было только 77 орудий. Гарнизон батареи составлял 750 человек.


  Батарея выполнила задачу защиты города и бухты при Первой и Второй обороне города. В 2010 году после реставрационных работ в Михайловской батарее открылся музей. Основная часть экспозиции посвящена Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. Здесь представлены многочисленные экспонаты частной коллекции «Музея Шереметьевых». Экспозиция музея уникальна.


С 2014 года на территории Михайловской батареи проходит Севастопольский Благотворительный офицерский бал.

Вторая линия затопления кораблей


  Зима Первой обороны была холодной и штормовой. Первую линию затопленных кораблей за осенне-зимний период сильно разметало, возникала опасность прорыва вражеских кораблей в бухту. Было принято решение о создании второй заградительной лини.


  Первым ушел на дно 14 декабря - корвет «Пилад», а в ночь на 13 февраля 1855 года появилась вторая линия между Михайловской и Николаевской батареями. Тогда пошли на дно линейные корабли «Двенадцать Апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул» и «Мессемврия», через три дня - фрегат «Мидия».


  За Михайловским мысом находится Старосеверная бухта, которая с востока заканчивается мысом Кордон.

Мыс Кордон. 2-ая гвардейская армия. Уолл Стрит


Название мыс получил еще при основании города, на нём размещался кордон таможенной стражи.
В ночь на 9 мая 1944 года, преодолев сопротивление противника на Мекензиевых горах, части 2-й Гвардейской армии подошли к северному берегу бухты и начали форсировать её. Под огнём противника воины-гвардейцы переправились с Северной стороны в центр города и на Корабельную сторону, выбив оттуда неприятельские войска.


В память об этом событии на мысе Кордон возвышается пирамидальный обелиск с красной звездой, а вокруг — ещё четыре, меньших размеров. Памятник сооружён гвардейцами в июне 1944 года. Высота памятника — 1944 см. Это числовое значение неслучайно: оно соответствует году освобождения Севастополя.


Вокруг центрального обелиска похоронены четыре Героя Советского Союза, погибшие при освобождении города от нацистов.


После освобождения Севастополя в пещерах мыса из- за нехватки жилья были оборудованы жилые помещения. Они образовали улицу, которую севастопольцы с юмором именовали Уолл-стрит.


Минуя Северную, Инженерную и доковую бухты наш путь лежит в Бухту Голландия.

Бухта Голландия. Курчатов. Инженерный корпус. Воздухоплавание


Происхождение названия бухты объясняет следующая версия. Для строительства военных кораблей царь Пётр I (1672-1725) пригласил в Россию голландцев, которые поселились на отведённой им в Петербурге территории. Там они построили склады корабельных материалов. Назвали этот район Новая Голландия.


При формировании Черноморского флота местом хранения материалов для строительства и ремонта кораблей (лес, канаты, паруса, смола и т. п.). выбрали обширный низ-менный берег одной из бухт, расположенной на Северной стороне. Моряки сразу же окрестили её Голландия — по примеру корабельных складов в Петербурге.
Бухта Голландия известна многими событиями. В конце XIX века здесь был разбит сад и построена дача «Голландия» для командующих Черноморским флотом.


В 1903 году в Голландии разместился опытный парк воздухоплавателей на воздушных шарах.


В 1912 году началось создание береговой станции для приёма гидросамолётов, а в 1925 году сюда из Килен-бухты перебазировали школу воздухоплавателей, переименовав её в военную школу морских лётчиков.


В районе Голландии есть около 80 подземных казематов, в которых хранятся боеприпасы. В 1941 — 1942годах там был развёрнут подземный госпиталь.


В первые дни войны немецкие самолеты сбросили в акваторию бухты магнитные бесконтактные мины новой конструкции. Вход и выход из бухты были закрыты. Мины срабатывали при проходе над ними больших металлических объектов, обладающих магнитным полем. В августе 1941 года, будущие академики АН СССР Анатолий Петрович Александров и Игорь Васильевич Курчатов прибыли в Севастополь для организации работ по оборудованию кораблей Черноморского флота размагничивающей системой. Работы проводили в бухте Голландия. Вместе с флотскими специалистами учёные разработали метод противоминной защиты кораблей. Основанная на исследованиях специальная противоминная обработка боевых судов перед выходом в море дала положительные результаты. Обработанные таким методом надводные и подводные корабли флота выходили в море, не опасаясь вражеских магнитных мин.


В 1976 году в память о подвиге учёных и военных инженеров в бухте Голландия открыли памятник. Улица поселка Голландия носит имя академика Курчатова.


На возвышенном месте видно красивое здание кадетского корпуса, строительство которого началось в 1911 году. Есть предположение, что кадетский корпус строили с далеким прицелом: предполагалось, что в нем будет обучаться наследник русского престола цесаревич Алексей. В связи с началом Первой мировой войны, революционными бурями, Гражданской войной и переустройством государства возведение здания было приостановлено. Строительство здания продолжили в 50-60 годы.


В 1951 году в еще восстанавливаемом здании разместили Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище — третье подобное училище в бывшем СССР. В 1992 году состоялся последний, 39-й выпуск морских офицеров-инженеров. Вуз расформировали, и в здании разместился Институт (ныне университет) ядерной энергетики и промышленности. Рядом построен жилой массив, именуемый посёлок Голландия.
На северо-западном побережье бухты оборудован пляж.

Маячный мыс. Приезд Екатерины II

Маячная бухта Расположена восточнее Сухарной бухты, в которую втекает короткая и глубокая одноимённая балка. Северо-восточнее этой балки видна конусообразная гора, её назвали — Сахарная Головка.


В 1787 году императрица Екатерина II совершила путешествие в «полуденную Россию», посмотреть на вновь приобретённые земли. Конечным пунктом путешествия был Севастополь. На пути следования кортежа были построены дорожные знаки, которые получили название «екатерининские мили».


Один из таких знаков стоит на Северной стороне, у парка Учкуевка. Но Екатерина там не была. Маршрут был изменен.


На мысе Маячном был сооружён специальный павильон, в которым императрица со свитой обедала. По сигналу из пушки упали занавеси и российская императрица и сопровождавшие её иностранные послы увидели в бухте вновь рожденный Черноморский флот из 27 фрегатов. Спустившись с этого мыса великая гостья переплыла на шлюпе по бухте на Графскую пристань чтобы осмотреть достопримечательности Севастополя и оценить мощь вновь созданной эскадры Черноморского флота.


  На вершине мыса в 1820 году был построен передний из двух инкерманских створных маяков. Бухта, балка и гора после этого получили второе название— Маячная.


Бухта тянется на восток еще на несколько километров и заканчивается в устье реки Черной. Там расположен город Инкерман с его интересной и богатой историей, а наш путь лежит на южную сторону Большого рейда.

Килен-бухта. Килевание. Летающие лодки


  Килен-бухта расположена западнее Троицкого мыса. В неё впадает Килен-балка. В «Лоции Чёрного моря», 1851 года можно почесть: «восточнее Южной и Корабельной бухт вдаётся Киленбалочная бухта, где доселе килевались суда».


Однако, это место было освоено в более ранние времена. С начала XV века в бухте располагался порт Авлита, которым владело княжество Феодоро.


До присоединения Крыма к России в декабре 1782 года в Ахтиарскую (ныне Севастопольскую) бухту вошло два корабля - Осторожный и Храбрый. В удобной гавани, которую стали называть Килен-бухтой, была сооружена пристань для осмотра и ремонта подводной части зимующих кораблей. Это сооружение именовалось киленбанкой.


Технология ремонта подводной части корабля была такой: сооружали деревянный сруб, отводили его на определённое расстояние от причала и засыпали камнями до тех пор, пока он не сядет на дно. С корабля снимали такелаж, все вещи и балласт. При помощи устройств, закреплённых на срубе, тянули за канаты, закреплённые на мачтах, наклоняя корабль до тех пор, пока подводная часть корабля не выйдет из воды. Такая операция повторялась на другом борту корабля. Эта операция по ремонту подводной части кораблей называлась килеванием.


Продолжением Килен-бухты является Килен-балка. Над ней расположены Киленбалочные высоты, за которые во время Крымской войны шли ожесточенные бои, поскольку это был плацдарм для захвата Малахова кургана. Киленбалочные высоты вошли в историческую летопись города тем, что 12 февраля 1855 года, на этом возвышении буквально под носом у противника воины Волынского и Селенгинского полков воздвигли редуты (оборонительные сооружения).


В удобной бухте в начале 20 века проводили опыты по воздухоплаванию с воздушными шарами и летающими лодками, здесь были оборудованы стенды по пристрелке торпед. .


В настоящее время в бухте расположен судоремонтный завод Черноморского флота РФ.
Проплывая мимо Святославского мыса и угольной стенки перед нами открывается уютная зеленая балка, которая названа так в честь известного русского флотоводца времён парусного флота, адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Ушакова балка. Адмирал Ушаков


  Фёдор Фёдорович Ушаков после окончания морского кадетского корпуса проходил службу на Балтике.В июне 1783 года он был переведён в Херсон, где принял участие в строительстве корабля «Святой Павел», который в том же году привёл в Ахтиарскую бухту.


В апреле 1789 года Ушакова назначили командующим Севастопольской эскадрой, а в следующем году — главным командиром Черноморского флота и портов.


  Много внимания флотоводец уделял строительству Севастополя: по его инициативе в городе возводились казармы, склады, госпиталь, укреплялось адмиралтейство. По распоряжению Ушакова в балке на Корабельной стороне, получившей впоследствии его имя, был разбит сад для отдыха ниж¬них чинов, построены беседки, карусели, площадки для отдыха, оборудован пляж. Балка в конце XIX — начале XX века стала любимым местом отдыха и прогулок моряков и жителей Корабельной.


В 20-х годах XX века балку переименовали было в Комсомольскую, но это имя не прижилось, и она по-прежнему стала называться Ушаковой. Территория балки в 1984 году решением местных властей была объявлена ботаническим памятником природы. Сегодня здесь растёт целый ряд растений, занесённых в Красную книгу. Среди них — реликтовая фисташка туполистная, возраст которой более 300 лет.

Аполлоновка. Акведук. Папанин


  Расположена западнее Ушаковой балки. Названа именем полковника Аполлона Гальберга, командовавшего в 80-90-х годах XVIII века расположенными здесь провиантскими складами боеприпасов и артиллерийской батареей № 5. В XX веке в устье балки сооружён катерный причал.


В районе Ушаковой и Аполоновой балок сохранился акведук, построенный в 1853 году и входивший в комплекс 18-км самотечного водовода, по которому пресная вода из Чёрной речки подавалась в севастопольские доки. Доки заменили трудоёмкий процесс килевания при ремонте подводной части кораблей. 70-е годы XIX века большая часть водопровода была уничто¬жена при строительстве железной дороги. Остатки акведука напоминают древнеримские сооружения.


Аполлоновка. Так назывался рабочий поселок, который располагался в этой балке. Это — малая родина Ивана Дмитриевича Папанина, участника Гражданской войны, исследователя Арктики, дважды Героя Советского Союза. В 1937-1938 годах возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс», за что первый раз был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1940 году возглавил работы по спасению ледокольного парохо¬да «Георгий Седов».


Комната, в которой вырос будущий герой размещалась в арке акведука. В сквере на Корабельной стороне в знак преклонения перед его научной, государственной и политической деятельности в 1954 году был установлен памятник.


За Аполлоновкой нас ждет встреча с Павловским мысом.

Павловский мыс. Павловская батарея. Госпиталь. Пирогов. Императрица Мария. Новороссийск


Название мыса связывают с именем линейного корабля «Святой Павел», который под командованием Ф. Ф. Ушакова в 1785 году прибыл из Херсона в Севастополь и ошвартовался у этого мыса.


В 1853 году, перед началом обороны Севастополя, на мысу была построена трёхъярусная казематированная артиллерийская батарея, которую назвали Павловской батарей. В 1855 году её взорвали при отступлении русской армии из Севастополя.


Набережная имени линкора «Новороссийск» расположена западнее Аполлоновой балки. В прежние времена набережная называлась Госпитальной. В XX веке недалеко от неё находилась стоянка линейных кораблей. От диверсионных взрывов здесь погибли линкор «Святая Мария» (в октябре 1916 года). У этого же мыса в 1942 году погиб эсминец «Свободный». В память о погибших моряках в 1952 году на этом месте поставили памятник.


В октябре 1955 года здесь произошла еще одна трагедия с линкором «Новороссийск». На стенке набережной мыса закреплена памятная табличка о гибели «Новороссийска». В 2009 году набережную переименовали в честь этого корабля.


На возвышении за набережной Линкора «Новороссийск» расположен военный госпиталь Черноморского флота Российской Федерации имени Николая Ивановича Пирогова(1810-1881), всемирно известного хирурга и учёного.


Николай Пирогов во время Крымской войны в Севастополе впервые применил гипсовую повязку, наркоз при операциях и сортировку раненых, поступающих в госпиталь. Все это до сегодняшнего дня применяется в медицине. На территории госпиталя расположен музей Н.И. Пирогова.


Павловский мыс является восточным входным мысом Южной бухты и одновременно северным входным мысом Корабельной бухты.

Корабельная бухта. Севморзавод, Звезда


Расположена южнее Павловского мыса. Восточный и западный берега бухты высокие, с крутыми склонами. Глубина бухты — от 10 до 15 м, что позволяет входить сюда кораблям с большой осадкой.


Бухта полностью защищена от волн и ветра. Бухту сразу же стали использовать для стоянки военных кораблей, в связи с чем она и получила название Корабельная. Балку, впадающую в бухту, также назвали Корабельной.
После постройки в вершине бухты доков бухту и балку стали именовать Доковой. Но в 1915 году на Северной стороне был возведён новый док, и Бухта Панайоти получила название Доковая, а этой бухте вернули прежнее название.


Корабельная бухта имела еще одно название — Ластовая. В начале строительства города здесь непродолжительное время базировались мелкие портовые суда (ластовые), обслуживающие корабельную эскадру. Отсюда название площади на Корабельной стороне — Ластовая.


Сегодня в Корабельной бухте расположен Севастопольский морской завод, который в 2015 году вошел в корпорацию «Звезда».


Лазаревский мыс


Разделяет Корабельную и Южную бухты. В первой половине XIX века по плану командующего Черноморским флотом адмирала М. П. Лазарева начались работы по переносу Севастопольского адмиралтейства с западного берега Южной бухты на восточный.


  В качестве нового места для адмиралтейства выбрали мыс, разделяющий Южную и Корабельную бухты.

Южная бухта. Стоянка кораблей. Пересыпь. Лазаревские казармы


Расположена между мысами Павловским и Николаевским. Бухта протянулась на 2 км узким заливом на юг от Севастопольской бухты: своё название она получила по географическому положению. Берега бухты высокие, с крутыми обрывистыми склонами. Бухта делит южную сторону Севастополя на две части: к западу от неё расположена центральная часть города, к востоку — Корабельная сторона. На юге продолжением бухты является Делагардова балка.


Восточнее мыса Лазарева в начале 40-х годов XIX века по проекту адмирала М. П. Лазарева построены казармы для флотских экипажей. По поводу строительства казарм Лазарев в 1843 году писал: «Возведение казарм есть ныне первейшая потребность Севастополя, ибо помещение экипажей в прежних тесных, низких и удушливых, разваливающихся зданиях невыразимо дурно».


При строительстве утес на котором расположились казармы был срыт. Вынутой землёй засыпали озеро и болото, находившиеся у вершины Южной бухты, и на этом месте построили железнодорожный и автобусный вокзалы. Это место называют Пересыпь. Родник, который питал это озеро, сохранился до настоящего времени.


Перед главным корпусом казарм в 1867 году был установлен памятник Лазареву — фигура флотоводца смотрела на адмиралтейство. В 1928 году монумент снесли.


История казарм неразрывно связана с историей города, о чём свидетельствуют мемориальные доски, установленные на зданиях. В Лазаревских казармах с 1931 по 1941 год размещалось Военно- морское артиллерийское училище береговой обороны ЛКСМУ. С начала обороны Севастополя курсанты III и IV курсов были досрочно выпущены из училища с присвоением званий «младший лейтенант» и «лейтенант» соответственно. Из курсантов I и II курсов для защиты Севастополя был сформирован батальон численностью 1013 человек, который участвовал во второй обороне города.


С сентября 2000 года в одном из корпусов Лазаревских казарм, реконструированном на средства мэрии Москвы, размещается филиал МГУ им. М.В. Ломоносова.


Южная бухта очень удобна для стоянки кораблей. Ее берега полностью заняты причалами, здесь расположены Малая Царская пристань, Телефонная пристань, Минная стенка. Сегодня в бухте стоят корабли Черноморского флота РФ. В бухте расположен Морской пассажирский порт и Морской вокзал, рядом Графская пристань и причал пассажирских катеров.


Завершается бухта на западе Николаевским мысом.

Николаевский мыс. Николаевская батарея. Приморский бульвар


Расположен мыс между Южной и Артиллерийской бухтами. Является западным входным мысом в Южную бухту.


На этом мысу началось строительство военного порта и города Севастополя. Вот как описывал адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин начало строительства города: «Назначив места для построения, доставив туда необходимое количество всякого рода вещей и материалов, адмирал Ф. Ф. Мекензи заложил 3 числа июня месяца 1783 года четыре здания. Первое — часовню во имя Николая чудо-творца... Другое — дом для себя; третье – пристань очень хорошую против дома своего; четвертое – кузницу и адмиралтейство. Вот откуда начало города Севастополя».


В 1778 году на мысу была построена земляная батарея. На её месте в 1837 году возвели форт, который назвали именем правящего императора Николаевская батарея. Николаевский форт и дал название мысу.


Форт представлял собой казематированную трёхъярусную каменную батарею длиною по наружному фасаду более 450 м, вооруженную 105 орудиями. Форт занимал участок берега от Николаевского мыса до современного здания театра Луначарского. Это была самая большая приморская крепостная батарея России того времени. Батарея была ключевым элементом обороны в южной части побережья. На вооружении батареи было 105 артиллерийских орудий! Для обстрела вражеских судов калеными ядрами на батарее было установлено целых 10 ядрокалильных печей. Общее число обслуживающих батарею солдат превышало 400 человек.


Один из английских офицеров, побывавший на батарее после ее оставления русскими войсками, так описывал увиденное: «Возможно, я смогу дать читателю лучшее представление о нем, если скажу, что форт выглядит подобно части Колизея, видимой изнутри».


  В 1855 г., покидая Южную сторону, защитники города пытались взорвать форт, но взрыв причинил ему только незначительные повреждения. Окончательно форт прекратил существование 24 января 1856 г, французы, взорвав его.


На самой оконечности мыса устроена каменная пристань, соединённая с верхним уровнем набережной двумя каменными лестницами. Между ними в стену вмурована гранитная плита с надписью: «Начало плавучего моста через рейд в 1855 году».


В последние месяцы обороны Севастополя для сообщения между Северной и Южной сторонами построили плавучий мост через Севастопольскую бухту от Николаевского мыса до Михайловской батареи. Строили его с 14 июля по 15 августа 1855 года сто моряков и сто плотников, которым помогали ратники Курского ополчения и саперы 4-го батальона. После захвата неприятелем Малахова кургана, оборона города потеряла смысл. Было принято покинуть Южную сторону по плавучему мосту защитники города перешли на Северную сторону. После чего мост был разведен.


На Михайловской батарее планируют построить мемориальное обозначение в виде архитектурно оформленной каменной пристани с текстом: «Окончание плавучего моста через рейд в 1855 году». Оформление пристани будет дополнено чугунными ядрами и рымами для крепления канатов.


Во время Первой обороны через бухту был наведен еще один мост для сообщения с русскими укреплениями 5-й оборонительной линии — Селенгинским и Волынским редутами и батареями. Мостом пользовались до конца мая 1855 года.

Приморский бульвар


Почти 30 лет после Крымской войны на месте взорванной батареи возвышались груды развалин. В апреле 1883 года городская дума обратилась к правительству с ходатайством о передаче участка бывшей батареи городу для разбивки там бульвара. В 1885 году работы по оформлению бульвара были окончены.


С тех пор Приморский бульвар является местом прогулок севастопольцев и гостей города. На бульваре расположены основанный в 1897 году Институт морских биологических исследований им. А. О. Ковалевского с первым в России аквариумом, Дворец детского и юношеского творчества, летняя эстрада, фонтаны и спортивный комплекс.


Но самым главным и знаковым объектом бульвара является Памятник затопленным кораблям. Это архитектурный символ города Создан по проекту скульптора академика А. Г. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга.


В море, в 23 метрах от набережной, стоит на 9-метровой искусственной скале триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок из лавровых и дубовых листьев. На груди орла - щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. Общая высота памятника - 16,7 м, высота колонны - 7,1 м, средний диаметр колонны - 0,95 м, размах крыльев орла - 2,67 м.
Силуэт памятника находится на гербе города Севастополя.


Напротив памятника, на подпорной стене, укреплён мемориальный знак в память о том, что на этом месте в ноябре 1905 года правительственные войска расстреляли матросов с крейсера «Очаков».

Артиллерийская бухта. Морской гидрофизический институт. Дельфинарий


 При основании города на берегах бухты были устроены склады для хранения артиллерийских орудий, пороха и бомб, которые выгружались с кораблей, заходящих в порт для ремонта и стоянки. Затем здесь устроили артиллерийские мастерские. Рядом с ними, на возвышенном берегу бухты, были оборудованы первые казармы. Бухту назвали Артиллерийской.


Вдоль восточного берега бухты тянется набережная Корнилова.


  Западный берег бухты, куда швартовались круизные теплоходы, с 2001 года именуется набережной Клокачёва.


  Сформировав из части кораблей Азовской флотилии два отряда, Клокачёв и Мекензи привели их в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту, положив начало Черноморскому флоту России. Они наметили, где устроить военную гавань и мастерские, где размещать флотские казармы и склады, где рыть пороховые погреба и колодцы, где строить военное поселение. Клокачёв дал Мекензи точные указания относительного предстоящего строительства, приказал заняться «отысканием мест заготовки строительных материалов, камня, леса».


  На южном берегу бухты сегодня построены причалы для автомобильного парома и пассажирских катеров. На берегу установлены памятные знаки адмиралам Корнилову и Клокачеву. За ними располагается сквер с памятником 300-летию Российского флота.
На холме, возвышающемся на западном берегу бухты, расположено здание Морского гидрофизического института.Это уже мыс Хрустальный. С ним мы познакомились в начале нашей прогулки.

Заключение


Наше путешествие по бухтам Большого рейда подошло к завершению. Много историй и фактов было выслушано Вами. Сейчас Вы можете сказать, что познакомились с морской историй города-героя, его основанием, строительством, мирной жизнью, грозными и героическими страницами. В этом рассказе не нашло место повествование о сегодняшнем состоянии базы Черноморского флота. Проплывая по бухте взгляд постоянно останавливался на военных кораблях, размещённых в бухтах.


Город и воено-морской Черноморский флот живут своей жизнью. Для знакомства с современной жизнью флота необходимо горазда больше времени. Лучше всего это сделать, побывав на одном из главных праздников города Севастополя.


Ежегодно в последнее воскресенье июля город отмечает ДЕНЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА. В этот день тысячи жителей и гостей из разных уголков страны приезжают посмотреть на грандиозный парад военных кораблей, которые выстраиваются в одну линию вдоль всей Севастопольской бухты. После парада, начинается водный праздник и воздушный парад, а вечером обязательный салют над бухтой завершает торжества.
Город и флот в Севастополе неразрывно связаны с первых дней. Наше будущее связано с морем, с Севастопольской бухтой. Большой рейд Севастополя определяет стратегию развития города как морской крепости и как туристического города.