Архитектурная прогулка по улице Ленина

Культура
История
Узнать город
Культура
История
Узнать город

13

5
1 км
расстояние
5 ( 0 )

13

1 км

Состав маршрута

  • Архитектурный объект
  • 1
    Архитектурный объект
  • 2
    Архитектурный объект
  • 3
    Архитектурный объект
  • 4
    Архитектурный объект
  • 5
    Архитектурный объект
  • 6
    Святыни и храмы
  • 7
    Музеи
  • 8
    Памятник
  • 9
    Святыни и храмы
  • 10
    Памятник
  • 11
    Архитектурный объект
  • 12
    Архитектурный объект

Как добраться к началу маршрута

Описание маршрута

Гостиница Кист


Гостиница построена во второй половине XIX века. Первым хозяином был Фердинанд Кист, потомок плотника корабела, которого Петр Первый вывез из Голландии в Россию. После окончания Крымской войны он купил земельный участок и построил на нем гостиницу.

Наиболее раннее здание было двухэтажным, затем в 1890 году появился трехэтажный корпус, а в конце века их объединили с восточной стороны еще одной застройкой. В современном виде гостиница была открыта 2 апреля 1891 года. Она представляет собой П образное в плане сооружение из инкерманского камня, состоявшее из трех зданий. Стиль комплекса эклектичен, фасад, обращенный к площади, выполнен в формах позднего классицизма, восточный позднего итальянского ренессанса. Морской фасад имел два ряда лоджий, перекрытых на третьем этаже арками. Главный вход здания был со стороны Екатерининской площади. Он был подчеркнут балконом на столбах, дополнен дорическими колонами. На уровне третьего этажа балкон переходил в лоджию, с полу циркулярной аркой.

  В отеле было 85 номеров и ресторан. Гостиница считалась лучшей в дореволюционном Севастополе. Здесь останавливались многое знаменитости: Горький, Толстой, Чехов, Станиславский, Нимерович-Данченко, Маяковский и Цветаева, певцы Александр Вертинский и Федор Шаляпин. Когда Шаляпин выходил на центральный балкон по утрам распеваться, на площади под балконом собирались толпы его поклонников, чтобы услышать своего кумира.

  После революции здание занимали различные организации. Во время ВОВ западное крыло здания было полностью разрушено. В 2002 году архитектор Адольф Шиффер разработал проект трехэтажной пристройки с мансардой для делового и культурного центра Москвы. И здание приобрело первоначальный вид.

Графская пристань

Она строилась в первые дни основания города. Первоначально пристань была частично каменной и частично деревянной, а в марте 1787 года, перед приездом Екатерины II, закончено сооружение каменой пристани.
Четырьмя пологими маршами поднимается к портику лестница, два изящных павильона в стиле русского классицизма, террасы на каменных подпорных стенах. Все это делает лицо пристани строгим и торжественным.
От площади Нахимова лестницу отделяет колоннада, образуя своеобразный вход – пропилеи. Два небольших павильона без окон с пилястрами по углам и двумя экседрами на фасадах. Павильоны соединены двумя рядами канюлированных дорических колонн, по шесть в ряду, которые поддерживают архитрап, камень перекрывающий пролет между колоннами. Строгий фриз лишен каких-либо украшений, а над фризом простой карниз с невысоким парапетом. Венчает сооружение аттик. Название пристани Графская связано с именем графа Войновича .

Строительству колоннады пристань обязана адмиралу Лазареву, который убедил Николая I выделить деньги на ее сооружение. Основным аргументом послужил случай, когда подвыпивший извозчик проскочил прямиком в море вместе с пролеткой, пассажиром и лошадьми.
Пристань украшена скульптурами львов и фигурами муз из каррарского мрамора работы итальянского мастера Пеличчио.

  Облик Графской пристани величав и классически благороден, эффект достигнут простыми приемами: правильно найденными пропорциями, соразмерностью отдельных деталей и элементов, входящих в комплекс. Автор проекта комплекса Джон Уптон.

Здание Правительства города 

Значительных зданий здесь два. Оба административные: слева трехэтажное, справа восьмиэтажное. То что слева до революции дом Вецеля. Построен в 1882году, на месте дома в котором жил контр-адмирал Истомин. В архитектуре трехэтажного здания использованы мотивы нео-ренессанса. Здание имеет центрально осевую композицию. Выделяются центральный и два боковых ризолита.На фасаде двух верхних этажей полуколонны тосканского ордера с венчающим архивольтом на третьем этаже.

Облик здания строг и лаконичен. До революции в доме Вецеля в разное время были расположены магазины. А в 1891-1892 годах располагалось отделение Московского международного банка. В советское время- это здание горисполкома. Разрушено во время ВОВ. После войны отреставрировано по проекту А.Ю. Траутмана. К нему примыкает новый современный корпус, его строили в 1971-1973 годах по проекту архитектора И.Е. Фиалко и инженера Н.И. Протасова. Это первое в Севастополе многоэтажное здание (8 этажей). Окна и дверные проемы главного фасада впечатляют монументальностью и массивным гранитным обрамлением. Вертикальность здания подчеркнута окнами вдоль лестничной клетки на боковом фасаде. Здание внушительно, его административный характер выражен достаточно четко, в целом это одна из удачных доминант городского центра.

Законодательное собрание

В восстановление Севастополя принимали участие большое количество проектных организаций. Несмотря на это в проектировании застройки города, характерными для нее качествами являются единая стилевая направленность, подчинение отдельных решений общей архитектурной идее и замыслу, заложенных в проекте центра и Генеральном плане города. Складывается впечатление, что это делал один человек на одном дыхании.

Так застройку площади Нахимова формируют административные здания. Одно из них здание Законодательного собрания. Оно построено по проекту архитектора В.П. Петропавловского и Д.П. Меньшикова в стиле сталинского ампира, в 1953 год. Прямоугольное в плане, усложненное угловыми резоллитами на лицевом фасаде. Балконы с коваными ограждениями, опирающиеся на профилированные кронштейны, виде валют с декоративными завитками и лепными элементами. Оформление оконных проемов – полуколонны тосканского ордера, пилястры, архивольты и замковый камень.

Дом Горенко 

Дом по улице Екатерининской, 12 принадлежал А,А. Горенко, полковнику в отставке, смотрителю казенных земель и садов при Севастопольском порте. Его старший сын Андрей – отец поэтессы Анны Ахматовой, которая часто гостила в этом доме в 1896-1916 годах. Здание 2-х этажное, Г образное в плане. К северному торцу примыкает флигель с проездом во двор. Вход в первый этаж со стороны двора, вход на второй этаж через высокое доковое крыльцо на главном фасаде.

Архитектурно решение близко к классическому, ассиметрию вносит лишь боковой ризолит. В годы ВОВ дом сильно пострадал. Остались только стены. В 1950 году здание перестраивалось, тогда же был переделан вход в дом, пристроено боковое крыльцо. В 1989 году на доме появилась мемориальная табличка с барельефом Анны Ахматовой.

Дом офицеров флота 

В июне 1783 года одновременно с первыми с первыми постройками города было начато строительство Николаевского адмиралтейского собора – тогда часовни во имя Николая Чудотворца. Через 50 лет часовня пришла ветхость и в 1848 году была разобрана. Автором нового храма считают полковника Фондервейде, а строительство проводилось почетным гражданином Иваном Красильниковым.

К 1854 году храм был закончен. Во время Первой обороны он сильно пострадал, особенно северная и алтарная часть здания. Когда неприятель занял город, французы поставили в храме католический алтарь, а иконостас и колокола вывезли во Францию. После Крымской войны под руководством архитектора Эппингера храм восстановили, на наружных стенах установили мраморные доски с перечислением частей войск участников Альминского, Балаклавского, Инкерманского и Чернореченского сражений.

Но ВОВ внесла свои коррективы в облик города Сегодня на фундаменте собора стоит ДОФ, закованный в железобетон и металл. Он скорее похож на образец будущего, чем на сооружение с вековой историей. Фасад здания сплошное тонированное стекло. Четыре этажа разделены золотистыми горизонтальными полосами.

Ассиметричная архитектурная композиция сооружения со смещенным вправо входом и выступающими над ним этажами – явно достижение нашего времени. Монолитная железобетонная конструкция ДОФа сильно выделяется среди окружающих его белокаменных зданий музея ЧФ и Законодательного собрания. И светаки такая, нарочитая современность лишь маска. Биография здания насчитывает полтора века истории. Автор проекта И.А. Брауде

Храм Архистратига Михаила

Здание храма святого архистратига Михаила находится на ул. Ленина, 9, рядом со зданием Музея Краснознаменного Черноморского флота.

  Построено из инкерманского камня с использованием в облицовке се-рого мрамора. Здание прямоугольной формы с выступающей в восточной части на высоком цоколе полуциркульной апсидой. На южной стене сохранились два оконных проема с полуциркульными закруглениями. Портал выполнен в виде ниш, перекрытых арками и опирающихся на колонны по сторонам. Архивольты (обрамления арок) украшены резьбой, справа и слева от входа — медальоны с розетками. Центральный вход — с западной стороны.

  Церковь возведена в 1848 году (предположительно, по проекту архи-тектора Фандервейде) как временная адмиралтейская церковь на период строительства Никольского адмиралтейского собора.
В период первой обороны Севастополя являлась временной гарнизонной церковью города, в ней проводили службы, отпевали погибших, в том числе адмиралов В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова. После разрыва бомбы в церкви 2 августа 1855 года проведение служб прекратилось.

  В 1856 году французские войска установили в разрушенной церкви алтарь и проводили католическую службу.
Восстановленная в конце XIX века церковь святого архистратига Михаила с 1889 года стала полковой церковью 50-го Белостокского пехотного полка, квартировавшего в городе. Внутри ее находились 4 образа — святых Великих Князей Владимира и Александра Невского, апостола Павла и архистратига Михаила, имена которых носили деятели обороны — князь А. С. Меншиков, князь М. Д. Горчаков; адмиралы В, А. Корнилов и П. С. Нахимов.

  К 50-летию первой обороны Севастополя на главном фасаде церкви были установлены 24 мемориальные доски с наименованиями частей войск севастопольского гарнизона, принимавших участие в обороне города.
В 1920-е годы в здании находилась читальня имени французского коммуниста А. Марти, с 1931 года — Дом санитарного просвещения.

  После Великой Отечественной войны в здании церкви размещался малый зал Дома офицеров КЧФ). с 1968 года — 7-й зал Музея КЧФ.

Музей Черноморского флота

Инициатива создания музея Черноморского флота принадлежала участникам героической обороны Севастополя. В Санкт Петербурге был создан особый комитет под председательством Э.И. Тотлебена, а в Севастополе – местная комиссия во главе с вице-адмиралом П.И. Кислицыным. Был организован сбор пожертвований в фонд музея, а так же сбор личных вещей, фото и документов, коллекций оружия, гравюр и картин художников Айвазовского, Маковского и Рубо. Генерал Тотлебен предоставил для музея пять комнат в своем доме. Открытие музея состоялось 14 сентября 1869 года.

  Основное, здание музея КЧФ построено специально для этой цели в 1895 г. по проекту академика А. М. Кочетова (ранее музей находился напротив в несохранившемся доме генерала Э. И. Тотлсбсна). Здание небольшое, изящное, архитектура его отличается пышностью, обилием декора. В центральную, выступающую часть фасада (ризолит) утоплены на четверть ионические колонны с каннелюрами (ложбинки, продольные каналы на теле колонны). На фронтоне — «Севастопольский знак»: так называлась эмблема, представляющая собой крест с цифрой 349 (число дней осады в 1854—1855 гг.) в лавровом венке.
Верх здания украшен резьбой по камню. Со стен смотрят на вас львиные морды (маскароны). На боковых фасадах — чугунные ростры (носы кораблей) с военными атрибутами, на кровле — стилизованные под античность декоративные светильники. (Все лепные и литые украшения выполнены скульптором Б. В.
Эдуардсом).

  Не менее интересен двухэтажный дворовый фасад здания: вдоль него обширная терраса на колоннаде из каннелюроваииых дорических колонн, вход образован портиком из тех же колони. Средняя часть первого этажа стилизована под античный храм, небольшие ризолиты — слева и справа — придают фасаду объемность, а прилепившиеся к ним обелиски служат своеобразным декором. На площадках — орудия, снаряды, якоря. Рядом с музеем возвышалась некогда Минная башня, на архитектурные достоинства которой обратил внимание еще в 1837 г. известный путешественник Л. Н. Демидов. Башня пережила осаду 1854—1855 гг., разрушена в годы Великой Отечественной войны.

Памятник Екатерине Великой 

Памятник установлен в сквере на ул. Ленина 15 июня 2008 года, к 225-летию основания Севастополя. Автор народный художник Украины, почетный житель города Севастополя Станислав ЧИЖ. Постамент выполнен в виде круглой колоны на квадратном плинте. В верхней ее части шестигранник в центре которого картуш с надписью «Екатерина II» и изображение ее вензеля. На левой руке Указ об основании города Севастополя, на правой – рельефное изображение Севастопольской бухты.

Скульптура Екатерины в торжественном парадном одеянии, со свитком – Указом венчает всю композицию. Общая стилистика постамента навеяна мотивами памятника «Екатерининской мили».

 Высота плинта 6 метров, постамента 3 метра, скульптуры 2, 85 метров. Общая высота – 6,36 метров. Плинт и шестигранник выполнены из коричневого полированного гранита Токовского месторождения. Колонна – гранит серо-зеленый полированная, межреченского месторождения. Скульптура и картуш – бронза. Вес бронзовой фигуры Императрицы 940 кг.

Здание банка 

В улицу Ленина под острым углом вливается улица Мокроусова. Образованный ими треугольник определил конфигурацию здания банка России. Проект его строительства разработала архитектор А.А. Шувалова в 1955 году. Главный фасад оформлен дорической колоннадой, боковые – полуколоннами того же ордера. Широкая парадная лестница дополняет величественный облик здания. В советский период и во все последующие времена в здании размещался банк. До революции на этом месте стоял двухэтажный, а позднее достроенный до трех этажей дом Ивана Красильникова, который строил Никольский и Михайловский соборы. Первый этаж занимали магазины, второй и третий был жилыми.

  Дома четной стороны улицы Ленина

№ 16 Дореволюционный двух этажный дом в стиле модерн, так называемый особняк врачей Мангуп.

№ 20 – Детская поликлиника. Во время реставрации здания в 2020 обнаружены надписи на фасаде цокольного этажа. Возможно здесь была модная мастерская «Александрин» и контора Харьковского земляного банка. С 1906-по 1913 – типография. Сразу после войны мед. учреждение.

Дома № 26-28.
Восстановлены после ВОВ.

Дом № 30.
Дом Берга.
Построен в 20-е годы XIX века. После окончания Крымской войны в нем располагалось главное управление почтой и телеграфной связи. Боле известен как здание старой почты. Перед ВОВ в цокольном этаже располагался кинотеатр «Красный луч»

Улицы-лестницы

Лестницы являются характерной чертой архитектурно облика Севастополя, связывают по вертикали ярусы застройки города, расположенные из-за сложного рельефа на разных уровнях. Лестницы, пересекающие главные улицы Центрального холма, являются улицами 2/3 которых непосредственно лестницы, спускающиеся на одну треть на Б. Морскую и на одну треть на улицу Ленина.

  Лестница напротив банка России, ведущая к штабу ЧФ, является продолжением улицы Воронина, а лестница напротив Дома культуры строителей, ведущая к Владимирскому собору, - продолжение улицы Марата.
На пересечении ул. Марата и Ленина находился дом Ушакова. В марте 1818 и октябре 1825 годов в «доме Ушакова» останавливался император Александр I.

  Следующая лестница, ведущая к Петропавловскому собору, называется Таврическая. Это самая протяженная лестница города. Названа так по старому названию улицы, которая сегодня называется ул. Людмилы Павличенко. Лестница состоит из двух частей, которые ведут с Городского холма на ул. Ленина и ул. Б. Морскую. Западная часть улицы имеет самостоятельное имя Таврический спуск. Лестница имеет продолжение за Б Морской до ул. Одесской и выходит у Комсомольского сквера. Строили эту лестницу в 2 этапа. Начало сооружения лестницы 1950 год. Архитектор Г.Г. Швабауэр. Нижнюю част лестницы строили в 70-ые годы по проекту В.М Артюхова.

  Севастопольские лестницы отличаются большим разнообразием. Не похожа на другие и лестница на восточном склоне Городского холма от площади Суворова по улице Сергеева-Ценского. Она построена в 1961 году по проекту К.В. Бутовой при участи Е. Веникева. Большое расстояние между линиями застройки в этом месте позволило создать вдоль широкого монументального подъема живописный сквер с террасами, откуда можно любоваться панорамой Южной бухты Корабельной стороной, Зеленой горкой и ротондой в сквере напротив.

  Кроме больших и нарядных лестниц есть лестницы узкие, зажатые стенками и стенами жилых домов. Романтичность им придают потертые ступени и бахрома вечнозеленого плюща. Такова лестница по улице Алексиса. Фасад бывшего Константиновского реального училища (ныне школы № 3) находится на этой улице, а лестница сбегает вниз на запад к Б Морской и на восток к улице Ленина.

  Дом культуры Строителей

Дом культуры строителей построен в 1963 году по проекту молодого архитектора В.П. Мелик-Парсаданова, который по словам коллег, работал в Севастополе с 1945 года в творческом содружестве с инженером-конструктором А.П. Шумиловым внес много нового и своеобразного в застройку города. До революции на этом месте стояло здание казначейства, построенное в 1904 году. А в 1930 году в нем размещался клуб совторгслужащих ми. Ф. Энгельса. Это здание было разрушено в годы ВОВ.

  Современное здание имеет прямоугольную форму. Лицевой западный фасад симметричен, с венчающим карнизом и сплошным остеклением между пилястрами. Отделка стен лицевого фасада – плитка инкерманского камня. Северный и южный фасады имеют эркеры и венчающий карниз. Восточный фасад –портик на тосканских камнях и венчающий карниз.

  Сквер Ленинского комсомола.

Сквер был заложен на крутом холме после окончания ВОВ. До этого здесь был пустырь, который сегодня является прекрасным парком и местом отдыха. В 1963 году здесь был установлен памятник комсомольцам-защитникам города. На нем высечена надпись: «Стойкости, верности, мужеству комсомольской».

 Автор - скульптор СА. Чиж, архитектор В.И. Фомин. Памятник представляет собой скульптурную композицию, выполненную из органического стекла, тонированного под бронзу. Ее центр –фигура солдата с винтовкой в руках, слева от него девушка-санитарка с медицинской сумкой через плечо, впереди фигура раненого матроса со связкой гранат. Фигуры расположены на небольшом пьедестале. Постамент – усеченная пирамида из диорита. Общая высота памятника 7,9 метров, высота скульптуры 3,2 метра.

  В 1984 году открыт памятник строителям Севастополя. Его посвятили всем, кто восстанавливал город из руин. Он представляет собой две бетонные конструкции, в виде неправильного квадрата и стоящей над ней древнегреческой колоны.

  На территории располагаются следующие исторические знаки: памятник боевой машины-пехоты, памятник воинам-интернационалистам (в 1996 г.) и аллея памяти, где высажено 19 кипарисов. В парке посажены и другие растения — это ели, платаны, жимолость декоративная и другие растения и кустарники.

  Сквер двухуровневый. Можно пройтись по верхней или нижней площадке. Та часть сквера, где находится музей Севастопольского союза ветеранов Афганистана с 1999 г. называется сквером воинов-интернационалистов.

На территории сквера находится ещё один интересный архитектурный объект. Это ротонда построена 1953 году по проекту архитектора В.П. Петропавловского. Белоснежная коринфская ротонда – одно из самых любимых мест отдыха Севастопольцев.

Отсюда открывается пейзаж портового города. Внизу – южная бухта, с её кораблями, судами, подводными лодками. С противоположной стороны Корабельная сторона, доки Морского завода, здания Лазаревских казарм. В дали слева Северная сторона, над которой возвышается пирамида Свято-Никольского храма.

Собор Петра и Павла

В 1839 по ходатайству адмирала Лазарева о строительстве нового большого Петропавловского собора на месте старой деревянной церкви, разрушенной в 1837 году сильной бурей.

  Проект выполнил молодой инженер-поручик морской строительной части В.А. Рулев, ставший в последствии профессором архитектуры. Храм проектировался в классической, так называемой «Дарийском стиле». Античная традиция культовой русской архитектуре применялась довольно редко. В Крыму – это единственное здание.

Строительство началось 1840 г. и закончилось примерно в 1948 г. 44 колонны выполнены из сарматского известняка, на каждой по 19 вертикальных борозд (каннелюр). Высота колонн около 7 м, общая высота храма 12 м.

  У в хода были расположены мраморные фигуры Петра и Павла работы итальянского скульптора Пеличчио, которые французы вывезли во францию после 1 обороны.

  Часто Петропавловский собор называют копией Афинского Парфенона, но у этих зданий абсолютно разные параметры и количество колонн. К концу Крымской войны здание было разрушено, и оставшаяся от него колоннада простояла 30 лет. Восстановили собор в 1888 году на деньги инвестора купца Лундышева-Володина.

Службы шли до 1931, за тем здесь был городской архив, сгоревший во время ВОВ. Восстановили храм к 1946 году. До 1957 года труппа театра Луначарского давала здесь свои спектакли. А с 1957 года это был дом Культуры.

В 2006 году здание было передано в собственность Петро-Павловской общине симферопольской Крымской епархии Московского патриархата.


Дом № 38

Дом дореволюционной постройки. Известен как казенный дом офицерского состава. Подпорная стена домов 38 и 40 – это место, где 1843 году в семье адмирала родился «Флагман» русской-морской литературы Константин Михайлович Станюкович, который в возрасте 11 лет стал свидетелем 1 обороны.

Дом № 42

Не большой одноэтажный домик с высотным подвальным цоколем находится ниже Петропавловского собора на против памятника Комсомольцам. Этот дом Иосифа Иосифовича Сепич – владельца мастерских и магазина мраморных изделий. 1890 году Канцелярии французского консула Людвига Г.

Дом № 44

В документах с 1882 года по лета 1884 года упоминается как дом Британского вице-консула. И только с 1887 года владельцем дома становится Александр Орестович Балк. В 1879 – 183 годов командир подлодки «Новгород» капитан-лейтенант. А уже будучи капитаном 1 ранга - он старший помощник командира порта.

Дом № 46 – дом в углублении

Построен в начале 20-го века в стиле модерн для семьи генерала
В.П. Фомина. Фомин – выходец из Донских казаков, был кадровым военным, принимал участие в последней русско-турецкой войне. Вышел в отставку в чине генерал-майор с орденом Святого Владимира С.В. на шее. Этот 3-ный дом был украшением города по своей и по своему расположению. Широкий, выступающий вперед балконами на всех этажах создавали великолепны й обзор Южной бухты, Северного рейда, Малахового кургана.

Дом № 27

На территории сквера Ленинского комсомола до революционной постройки административное здание ЧФ.

Дом № 48

Дом дореволюционной постройки. При восстановлении соединили его фундамент и длинный корпус дома для рабочих мастерских Севастопольского порта. Стиль Конструктивизм, год постройки 1934 – 1935 г.г.

Дом № 29

Дом постройки конца 19-го века принадлежал В.П. Ползикову – старшине городского собрания, полковнику, члену военного отдела императорского русского технического общества. Позднее здесь размещался полицейский участок, затем отделение Красного Креста, в 90-ые годы морская военная библиотека. Дом Реставрирован после ВОВ по проекту архитектора Лукьянова.

Площадь Суворова

В нынешнем виде площадь сформировалась 1983 году, когда перед празднованием 200-тия Севастополя была произведена её перепланировка. У лестницы ведущей на Центральный Городской холм, установили бюст А.В. Суворова, по проекту скульптора В.С. Гордеева и В.В. Рябкова. 

За памятником Суворова находится спецсооружение №2. Это убежище гражданской обороны, обеспечивающая защиту людей от поражающих факторов ядерного взрыва времён холодной войны. Объект строился с 1953 по 1957 годы. Это два тоннеля длиной боле 450 м, 6 м в ширины и до 3,5 м в высоту. Толщина железобетонных свод доходит до 1,5 м. Вход прикрывают 4 двери герметичные, и бронированные весом до 4 тонн каждая. Убежище перпендикулярно улице Ленина проходит под Центральным городским холмом от площади Суворова до ул. Большая Морская. Сейчас здесь музей Холодной войны. Вход в сооружение №2 был вырублен в 1836 году для сооружения в нем винной штольни для размещения ёмкостей с вином.

Здание райкома КПУ (Коммунистическая партия Украины) – Ленинский районный суд

Здание постройки 1950 г. Ленинский районный суд (в советский период райком КПУ). Находится по адресу ул. Ленина 31, на пересечении улиц Ленина и Пушкина. Главным фасадом обращено к площади Суворова. Прямоугольный в плане, усложнено ризалитами. Лицевой фасад симметричен на 4 полуколоннах тосканского ордера портик. Оконные проёмы оформлены профилированными наличниками, треугольными сандриками и подоконными карнизами. Западный фасад выходящий на улицу Ленина оформлен дощатым рустом. На 1 этаже оконные проёмы также оформлены наличниками, сандриками и подоконными карнизами. Лицевой и западный фасад оформлен плитками инкерманского камня.

Дом с кариатидами «Дом №54»

Типичный образец эклектической архитектуры конца 19 начало 20 веков. Так называемый дом Кубарева. Дом обильно и разнообразно украшен. На фасаде кориатиды, под каждым окном сандрики карнизы и все резные, гермы (бюсты на подставках), маскароны в виде львинных морд, гирлянды. Дом очень живописен, а глубокие лоджии с балюстрадами на 2 и 3 этажах придают ему свойственную юным постройкам лёгкость. В первые в документах дом упоминается в 1888 году. Последний владелец - капитан 1-го ранга Виктор Захарьевич Бурхановский. В советский период – дом политпросвящения Дома Офицеров и университет Марксизма-Ленинизма. Сейчас поликлиника Министерства обороны.

Дом №41 и Дом №43 – Доходные дома 20-го века

Дом №60 – Дом дореволюционной постройки

В 1914 году в здании преподаватель Константиновского реального училища Коллядинский открыл новое среднее учебное заведение.

Кинотеатр Украина

Здание кинотеатра построено в 1953-55 годах по проекту архитектора З.О. Брод. Главный фасад кинотеатра, построенного в стиле советского монументального классицизма образован 2-мя портиками с ионическими колоннами, на боковых стенах – симметричные ризалиты. Фасад обращенный к улице Пушкина выполнен в виде ротонды с ионической колоннады. Здание вписали в разрыв между 2-мя домами, и оно оказалось вытянутым в глубь застройки. Недавно здание привели в порядок. Сегодня здесь расположен выставочный центр государственного музея героического обороны Севастополя.
 

Океанографический институт

Здание построено в 1934 году для управления безопасности, кораблевождения чёрного и азовского морей. Находится на улице советской на возвышенности городского холма. Это т-образное здание в стиле конструктивизма. На крыше круглая башня в виде ротонды с простыми колоннами, промежутки между ними застеклены. С улицы советской на последнем этаже нависает большой балкон, который поддерживают столбы. На крыше высокий глухой парапет (аттик).

 С улицы Ленина к зданию ведёт широкая парадная лестница, появившаяся здесь в 50-ые года, но фасад с этой стороны значительно скромнее. Известно, что в 1934 году строительство этого задания по проекту А.П. Павлова уже закончилось.

После ВОВ при восстановлении на фасаде со стороны улицы Ленина под карнизом появилась надпись: «Управление гидрометиороличекской службы». Кроме озеленения отделения океанолографического института в здании размещается специализированный отряд главного управления МЧС по России и Севастополю.

Площадь Ушакова

Это одна из самых больших и старейших площадей города. Её история уходит истоками к годам основания города.

В конце 18 века – это была окраина города, где располагалась водоразборная колонка, из которой жители добывали воду. Колонку жители прозвали фонтаном. Поэтому и площадь первоначально называлась Фонтанной.

С другой стороны, в 1840 году на восточной окраине площади был возведен театр на 150 мест, площадь переименовали в Театральную. Театр пострадал во время Крымской войны и не был восстановлен. С 1885 года площадь стала носить имя Ф.М. Новосильского, который исполнял обязанности губернатора и начальника порта.

В 1921 году площадь стала называться площадью Коммуны, а в 1924 году площадь стала конечной остановки трамвая ходившая до Балаклавы. Современное название площадь получила в 15 октября 1954 года.

В середине площади разбита большая клумба с ливанским кедром по центру, эта клумба играет роль своеобразного кольца для кругового движения автотранспорта. Со смотровой площадки находящийся на восточном склоне открывается роскошный вид на южную бухту. С площади начинаются улицу Ленина, Большая Морская, Шмидта, Гоголя и 4-Бастионая, Советская.

На площади находятся несколько известных зданий: Библиотека им. Толстого, Библиотека им. Гайдая, Арт-Отель «Украина» и Морской клуб. Комплекс парадных и иных домов площади построен по проектам В.П. Петрова, А.С. Уразова, А.М. Хабенского с использованием приемов и элементами классицизма, а также частично с элементами жилкомбината (дом Гансена построенный 1933 по проекту М.А. Врангеля в конструктивистских формах). Эти здания формируют северную часть площади.

В 1911 году на углу площади и улицы Театральная (нынешняя Шмидта) по проекту Н.И. Трететсского был построен католический костел в готическом стиле. Костел был закрыт в 1936 году.

В годы ВОВ здание сильно пострадало, но в целом сохранилось и в 1960 году по проекту архитектора И.А. Брауде, его перестроили в кинотеатр «Дружба». Несколько лет назад здание вернули католической общине.

Центральная городская библиотека им. Л.Н.Толстого

Библиотека построена по проекту М. Ушаковой 1952 году. Здание ассиметричное, двухэтажное с круглой башней над главным входом. Оформлена аркадами, второй этаж украшает полукруглая колоннада. Другой ряд колон идет вдоль галереи бокового фасада. 1 этаж обработан глубоким рустом (в виде вкладки из крупных камней). На уровне 2 этажа бюсты великих русских писателей: Толстой, Горький, Пушкин, Гоголь. Стиль классика. В 1953 году библиотеки присвоили имя Толстого.

Отель Украина

Здание гостиницы построено в начале 1960 года, выглядит очень простым, архитектурное решение соответствует духу того времени. Простота и функциональность легли в основу этого проекта. Проектирование этой гостиницы было поручено архитектурной мастерской «Севастопольского ГИПро Града», возглавляемого Исаем Ароновичем Прауде.

Проектировщиками было предложено назвать гостиницу «Алыми парусами», идея была одобрена заказчиком. Фасад гостиницы выполнен в лаконичном стиле 60-ых и напоминает форму парусника. Полукруглые решётчатые балкончики, смотровая площадка на крыше и название «Алые паруса» должны были создать образ парусника капитана Грена. Но назвали гостиницу «Украина».

Строительство этого 6-ти этажного здания стало новым этапом в застройке Севастополя. Т.к. после землетрясения 1927 года в Севастополе долгое время не строили дома выше 3-4 этажей. В 60-ых стали появляться новые антисейсмические технологии строительства, которые позволили возводить более высокие здания.

  Здание гостиницы «Украина» стало первым опытом в возведении многоэтажек в Севастополе.

Матросский клуб

Основной доминантой площади Ушакова является Матросский клуб ЧФ РФ. Здание построено к 100-тию обороны города в 1954 году по проекту архитекторов И.И. Богданова и Л.Т. Киреева. Сооруженное из инкерманского камня здание соединило в себе 2 архитектурных направления: Классического античного стиля и так называемого Сталинского ампира, которые совершенно не мешают друг другу. Получилось оригинальное здание играющую роль «узла» целого архитектурного ансамбля, которое композиционно влияет на значительную территорию прилегающей площади, а также играет ведущую роль в формировании силуэта центра со стороны южной бухты.

Интересна история самой приметной части Матросского клуба – типичной для архитектуры сталинских времен башенки со шпилем. Она предназначалась для строящегося в те годы для строящегося в те года высотного здания в Варшаве. Нот оказалось непомерно мала для варшавского гиганта, а для Матросского клуба оказалось в пору.

Белоснежное здание Матросского клуба воплотило в себе монументальность и основательность, использования ордеров и символов советской власти. Оно не обычно по своей композиции. Основная часть клуба – прямоугольное трехэтажное здание.

На 1-ом этаже три деревянные входные двери образованными полукруглыми арками, чередуются с прямоугольными окнами.

На высоте 2 этажа начинается открытая галерея обрамлённая колоннада ионического ордена. Стройные, гладкие колонны высотой в два этажа увенчанные капителью в виде двух завитков. Ограждение галереи выполнены в виде балюстрады, которая представляет ряд фигурных столбиков, соединенные с вверху. Из-за колонн хорошо видны окна второго и третьего этажа.

Слева к трёхэтажному зданию пристроена четырёхъярусная башня. Первые два яруса гладкие, с прямоугольными окнами и равны по высоте основного здания. А вот третий ярус уже возвышается над ним. Он представляет собой оформленную в виде галереи с колоннами смотровую площадку. Четвертый ярус уже, чем предыдущие. Это прямоугольная башня, на ней расположены часы с курантами исполняющие гимн города Севастополя. Башня увенчанная шпилем си с пятиконечной звездой.

 Справа от здания памятник флотоводцу Фёдору Фёдоровичу Ушакову. Автор - Станислав Чиж, архитектор Глатков и Кузьминский. Памятник установлен 29 июня 1973 года в дни празднования 200-него юбилея города.

Может быть интересным